Как дистанционка отразится на качестве подготовки студентов, изменится ли стоимость обучения и в каком формате в данный момент проводятся удаленные занятия, рассказали ректоры ведущих университетов страны.
Ректор МГИМО Анатолий Торкунов рассказал, что основной проблемой стало преподавание иностранных языков, которых в вузе 54, и занятия проходят в маленьких группах, но их удалось решить: «На прошлой неделе у нас были технические каникулы для подготовки к учебе онлайн. За это время нам удалось наладить дистанционные занятия, все преподаватели сейчас полноценно занимаются. Меня порадовало, что и студенты тоже не расслабились: большинство из них вышли на связь и сейчас учатся. Интересно, что слушателями наших курсов стали не только студенты, но и их родители, так что наши преподаватели стараются быть на высоте на удаленных занятиях. Занятия проходят в соответствии с расписанием на нашем портале. Что касается наших студентов-иностранцев, которых около 20%, то часть из них не уехали и занимаются сейчас дистанционно из общежитий. Студентам из регионов, которые решили на дистанционное обучение уехать домой, мы оказали материальную помощь для покупки билетов».
Для НИУ ВШЭ переход на дистанционную систему прошел легко в связи с тем, что еще в 2018 году часть лекций была переведена в интернет-формат, создана большая база для удаленных занятий.
— В данный момент во всем мире на дистанционное обучение переводится более миллиарда людей, это вызов для образования, — пояснил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Российским вузам в этом вопросе можно поставить твердую «четверку», лучше нас выступили только китайцы. В данный момент только 14% вузов испытывают проблемы с дистанционным образованием, у большинства все уже нормально налажено. Мы сейчас дополнительно заменяем часть очных курсов на дистанционные, около 500 курсов уже есть на нашей платформе, в том числе и на английском языке. Около 1% курсов нам придется перенести на следующий год, так как их невозможно реализовать дистанционно, например практикумы по химии и биологии. Самая большая сложность с экзаменами: у нас четыре сессии, а не две. Мы приняли решение третью сессию, которая должна проходить сейчас, перенести на лето и объединить с четвертой. К этому моменту мы сумеем организовать экзамены онлайн так, чтобы они были максимально честными и прозрачными. Нам много поступает вопросов о пересчете стоимости для платного обучения в сторону снижения. Перерасчета не будет, так как сейчас затрачивается намного больше средств на обучение, в том числе в связи с покупкой новой техники. Ожидается, что средний рост расходов в вузах на дистант составит от 8 до 15%. Однако делать пересчет в сторону увеличения стоимости мы также не планируем, доплачивать не придется.
С большими проблемами при переводе на дистанционку столкнулись творческие вузы, ведь актерские репетиции и занятия по пластике практически невозможно провести в удаленном формате.
— Мы были заранее готовы к данной ситуации, у нас есть аудитории, подготовленные для онлайн-обучения, — объяснил ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — Продюсерский и театроведческий факультеты переведены на дистанционное обучение по всем предметам. Режиссеры и актеры будут заниматься дистанционно по ряду теоретических предметов. Лично я вообще не верю в эффективность дистанционного образования. То, что мы сейчас делаем, — это необходимость, дистанционно преподавать актерское мастерство и режиссуру нельзя. В данный момент обучение проходит в виде бесед различных преподавателей со студентами. Вопрос с практическими дисциплинами пока открыт, я очень надеюсь, что к концу июня студенты смогут вернуться в институт, провести сессию по практическим предметам, а затем в августе провести и вступительную кампанию.