Аист в народе ассоциируется со счастьем и благополучием. Недаром существует поверье, что он приносит в клюве детей. А еще эта птица очень древняя — первые известные науке аисты появились на земном шаре 35 миллионов лет назад. В России их ареал обитания обширен, но больше всего белых аистов гнездится в Калининградской, Псковской, Смоленской, Брянской областях. Белый аист занесен в Красные книги Московской, Калужской, Владимирской, Тверской, Рязанской и ряда других областей.
Эта перелетная птица предпочитает проводить зиму в теплой Африке. Если пернатый не улетит, то без помощи человека обречен на гибель — замерзнет. В окружающем мире существует масса опасностей, которые способны травмировать аиста и лишить его способности летать. Высоковольтные провода, дикие хищники, скользкие крыши — все это приносит аистам большие неприятности.
О том, как зимуют аисты в неволи и как их возвращают в родную среду обитания, мы поговорили с основательницей реабилитационного центра, кандидатом биологических наук, научным сотрудником федерального заказника «Ремдовский» Мариной Сиденко, которая помогает птицам вот уже 18 лет.
Сама Марина родом из южного и теплого Ростова-на-Дону, в молодости мечтала работать по специальности — орнитологом в заповеднике. Подходящая вакансия нашлась в национальном парке «Смоленское Поозерье». Большой город женщина без особых сожалений поменяла на глухой, заброшенный поселок. Там началась новая жизнь и работа. Это был 2002 год.
Уже через несколько месяцев работы мне начали везти самых разных птиц, которым была нужна помощь, — рассказывает Марина. — Там были и цапли, и хищные птицы, например орлан-белохвост. Но чаще всего привозили аистов. Так стало понятно, что для аистов надо делать отдельный реабилитационный центр.
Марина проработала в «Смоленском Поозерье» 13 лет, а в 2015 году поступило предложение из Псковской области, там требовался специалист в федеральный заказник «Ремдовский». Сиденко переехала туда, а вместе с ней отправился и ее собственный аист Варечка. Одиннадцать лет назад она появилась в доме орнитолога и жила вместе со своей хозяйкой.
У меня давно была мечта создать реабилитационный центр. Толчком к этому и послужила гибель моего любимого аиста по имени Варя. Она попала к нам в юном возрасте, но, однажды перезимовав с нами, утратила миграционный инстинкт и на зиму не улетала. Так и жила — летом на воле в деревне, зимой с нами. После этой гибели пришло осознание, что я хочу и могу помочь многим другим аистам.
Остро встал финансовый вопрос, где было взять деньги на такое большое дело, ведь на скромную зарплату научного сотрудника заповедной территории такое дело не осилить? Вместе с соратниками Марина написала проект «Построим Дом для Аистов», который был запущен на краудфандинговой площадке. Самое главное на первых порах, что требовалось для реализации проекта, — отдельное, теплое помещение.
Ведь, скажем, в Европе теплая зима — и птицы спокойно зимуют под открытым небом. Например, в Польше существует приют для аистов, где зимних помещений нет вообще, — рассказывает Марина. — У нас же зимы бывают суровыми, и аисты зимовать на улице не могут.
Благодаря проекту удалось собрать нужную сумму и построить теплое помещение с вольерами. В первую же зиму там перезимовали пятнадцать аистов, и впоследствии их становилось все больше и больше. За год существования проекта через центр реабилитации прошло 60 птиц, из них 17 вернулось в дикую природу.
— Весной аистов ждет переезд в большой летний вольер, — продолжает наша собеседница, — где у них будет выбор: улететь на свободу или остаться в центре. Летний вольер с открытым небом дает пернатым шанс на возвращение в природу.
Есть в «Доме белого аиста» и своя трогательная история любви, главный герой которой, аист Люша, совершил необычной поступок ради своей возлюбленной.
— Прошлой осенью произошел случай, когда зимовать с нами остался здоровый аист, — рассказывает Марина. — Он не улетел в Африку из-за своей избранницы, с которой познакомился в первый год зимовки в реабилитационном центре. Эта история началась год назад, мы заметили, что молодой самец-первогодок начал оказывать внимание взрослой самке по имени Руслана. У той случилась беда — травма крыла с последующей ампутацией части крыла, летать она не может. Нам было любопытно, как поведет себя самец после пересадки в открытый вольер. Пересадка — большой стресс для птицы. В первый день свободы Люша сразу же улетел, и мы думали, что уже не увидим его. Но через две недели он вернулся и, к нашему удивлению, все лето и осень прилетал к своей самке. Ночевал на столбах и крышах в деревне, а днем был с ней. Всякий раз, когда он улетал, Руслана начинала тревожно оглядываться по сторонам, искала его. В августе все летающие аисты улетели на юг, а он остался с нами. Красивая и необычная история. Не укладывается ни в какие традиционные рамки. Сейчас эта пара аистов неразлучна. Люша все так же влюблен в свою красавицу. Ухаживает за ней, перебирает перышки, теребит ей клюв. Руслана благосклонно принимает его ухаживания, от удовольствия прикрывает глаза и, судя по всему, счастлива. Впрочем, когда ухаживания становятся чрезмерными, кокетливо отмахивается, словно говоря: «Ох, надоел, негодник».
* * *
Формирование пары у аистов происходит весной, когда они прилетают на гнезда. На зимовке же птицы могут разлучаться и даже зимовать в разных местах. А здесь самец выбрал самку и не пожелал с ней расстаться даже на зиму.
Был еще один необычный случай, — рассказывает Марина. — Из Тверской области к нам привезли две внешне похожие особи, почти одинаковые по размеру, и у обоих было только по одному крылу. У аистов половой диморфизм выражен плохо, отличить самца от самки порой очень сложно, есть небольшая разница в росте и длине клюва, и все. И мы думали, что это две самки, однако этой зимой они начали дарить друг другу знаки внимания, теребить друг другу перья на груди и шее, щелкать клювом и так далее. Это стало сюрпризом для нас. Так сложилась еще одна пара. Сейчас они обитают в зимнем доме и хранят верность друг другу, охраняют территорию и, похоже, намерены будущей весной обзавестись потомством.
— Насколько сложно приручить аиста и в чем будет проявляться его привязанность? Станет ли он брать из рук корм или даже ласкаться?
— Каждая птица индивидуальная, у всех бывает по-разному. Есть птицы толерантные, хорошо относящиеся к человеку, а есть такие, которые не принимают человека и держат дистанцию, даже если проживут с ним рядом всю жизнь. Но чем раньше аистенок попадает к человеку, тем больше он окажется социализирован. У аистов существует так называемый родительский инфантицид, если большой выводок и они не могут всех прокормить, то стараются избавиться от самых слабых или больных птенцов — выбрасывают их из гнезда. Если человек возьмет такого птенца и выкормит его, то птица будет воспринимать человека как сородича. Она будет полностью привязана к человеку, как кошка или собака. При этом она не станет считать себя птицей и не будет принимать своих сородичей. Хотя у нас был ручной аист, выкормленный человеком, вернувшийся к дикой жизни. Когда он стал жить с другими аистами, то, к нашему удивлению, сумел социализироваться в их обществе и даже улетел с ними на зимовку.
— Держать аиста в неволе реально?
— Аисты абсолютно непригодны для квартирного или домашнего содержания. Во-первых, они очень много пьют. Рядом с ними постоянно должно стоять ведро с водой. Отсюда, как следствие, постоянные жидкие испражнения. Эта птица очень пахучая, и запах их помета не самый лучший. Во-вторых, аист — птица животноядная. Ест рыбу либо мясо. А лучше и то, и другое. Только на кормление в месяц выходит значительная сумма. Так что не стоит мучить ни себя, ни птицу.
— Каким болезням чаще всего подвержены аисты?
— Мы чаще всего сталкиваемся с травмами. В реабилитационный центр постоянно попадают травмированные аисты. Жизнь птицы полна опасностей. Аисты сталкиваются с проводами, попадают под машины, цепляются за заборы из сетки-рабицы. Большую опасность для этой птицы представляют современные металлические крыши. Во время дождя аист соскальзывает с них и может повредить ноги.
— У вас сейчас 38 птиц. Мы уже выяснили, что у всех разные характеры, и порой не очень простые. Как они друг с другом-то уживаются?
— Существуют определенные сложности. У них, как и у людей, случаются конфликты. Есть как лидеры, так и слабые особи. В большом летнем вольере с этим проще, там птица просто уйдет от обидчика. А в закрытых помещениях за ними требуется постоянное наблюдение, с тем чтобы вовремя пресекать конфликты, рассаживать конфликтующих птиц. У нас раздельные вольеры, и если птицы не поладили друг с другом, мы их рассаживаем.
— Волонтеры вам помогают?
— Да, помогают. Наш проект целиком благотворительный и существует только благодаря поддержке граждан. Мы не получаем за эту работу зарплату. Кто-то помогает финансово, кто-то информационно, кто-то помогает с транспортом и доставкой аистов. Помогают и те, кто ведет наши группы «Дом белого аиста» в социальных сетях.
* * *
Недавно «Дом белого аиста» получил в Псковской области премию «Народное признание-2019». Произошло это благодаря поддержке жителей Псковской области. А еще Аистиный центр поддержал главный тренер известного футбольного клуба «Зенит» Сергей Семак. Он записал доброе видео, где рассказал о центре и призвал людей помогать «Дому белого аиста».
— Мы очень благодарны ему, — говорит Марина, — и надеемся, что, может быть, теперь к проекту присоединятся и другие известные люди. Ведь аист — птица, которая является символом счастливой и мирной жизни, которая всем нам очень нужна.
Уважаемые читатели!
Свои вопросы и предложения направляйте на sarano@mk.ru