По отчету ВОЗ, сегодня в Китае в день выявляется несколько (возможно - несколько десятков) новых случаев заражения коронавирусом COVID-19. И лишь у каждого третьего инфицированного вирус проявляется симптомами.
«Например, в Ухань прибыло более 1800 групп эпидемиологов, в каждой - минимум 5 человек, которые отслеживают десятки тысяч контактов в день. Последующее наблюдение является кропотливым, с высоким процентом выявленных близких контактов, завершающих медицинское наблюдение. У контактов в 1-5% случаев было лабораторно подтверждено инфицирование COVID-19», - пишет Воробьев.
Пример: в городе Шэньчжэнь из 2 842 выявленных близких контактов 2 842 (100%) были обнаружены и 2 240 (72%) прошли медицинское наблюдение. Среди близких контактов 88 (2,8%) были инфицированы COVID-19. В провинции Сычуань среди 25 493 выявленных близких контактов было выявлено 25 347 (99%) и 23 178 (91%) прошли медицинское наблюдение. Среди близких контактов 0,9% были обнаружены зараженными COVID-19.
«По представленной статистике, лишь одна треть выявленных из числа заразившихся имеют клиническую симптоматику. Черт оказался не столь страшен, как нам малевали. Кто это все придумал - не узнаем никогда», - рассказал «МК» Павел Воробьев.
Новые данные, конечно, в скором времени поменяют и реальный процент летальности от нового коронавируса, который сегодня оценивается на уровне 2,8%. «В начале любой вспышки новой инфекции мы фактически видим только тяжелых больных, тех, кто попадает в стационар. Тех, кто переносит болезнь на ногах, у кого она течет вообще без симптомов поначалу никто не учитывает. Поэтому получается, что начальная летальность всегда гораздо выше реальной. Потом появляются системы диагностики и начинают выявлять все больше людей с не тяжелыми состояниями – и летальность резко снижается. Суммарная летальность от коронавируса, если смотреть по последним цифрам, гораздо меньше, чем при гриппе. А изначальные цифры можно назвать «псевдолетальностью». Люди с самым высоким риском тяжелой болезни и смерти включают лиц в возрасте старше 60 лет и пациентов с гипертонией, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, хроническими респираторными заболеваниями, раком», - говорит Воробьев.
Что касается других стран мира, где отмечены вспышки коронавируса, то статистика летальности в них сильно различается. Например, в Италии и США она относительно высока, а в Германии — нулевая. Однако, нельзя не учитывать, что в Соединенных Штатах вирус изначально проник в дом для престарелых, где содержатся лежачие хронические больные (от COVID-19 скончалось сразу несколько человек именно в данном учреждении). По Италии ситуация пока не очень ясна, но профессор Воробьев говорит, что за это же время другими инфекциями там заразилось гораздо больше людей: «У нас миллионы заболевших ОРВИ. В год умирает от респираторных инфекций по официальной статистике 40 тысяч, реально тысяч 100. В Италии умершие пациенты, как показала статистика, имели тяжелые болезни: после инсультов, с раком, на гемодиализе. Такие всегда в группе риска по смерти от любой, неважно какой, респираторной инфекции».
Что касается прогнозов для России, то эксперт уверен, что случаи у нас так и останутся единичными: «Согласно отчету ВОЗ, контагиозность (способность передаваться) вируса резко падает. Видимо, это связано с его мутацией. Есть основания полагать, что воздушно-капельным путем вирус не передается. В целом же он передается только при длительном многочасовом контакте – либо среди родственников, либо среди сотрудников больницы (большинство китайских врачей заразились при контакте дома!). Поэтому ожидать в России какой-то большой вспышки не приходится. Велика вероятность, что это будут единичные случаи».