Спусковым крючком для инвентаризации весьма запутанного постсоветского вузовского хозяйства России стала программа повышения конкурентоспособности отечественных университетов на мировом уровне. Запущенная в 2013 году, она предполагала скорое вхождение 5 главных российских передовиков в топ-100 мировых лидеров высшего образования. И это предопределило ее название: «5–100».
В рамках программы все российские вузы разбили на три категории. В первую вошли самые передовые образовательные организации, ведущие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. «Это абсолютные лидеры, костяк нашей программы, на который мы будем ориентироваться и в дальнейшем», — разъяснила тогда куратор проекта и на тот момент вице-премьер правительства Ольга Голодец.
Но лидеров, как известно, много не бывает: их среди вузов 1-й категории нашей страны и сегодня всего 32. И 28-м в этом списке стал РГГРУ, хорошо известный также под прежним брендом Московского геологоразведочного института — МГРИ.
— Фактически Минобрнауки оценило эффективность работы вузов с точки зрения качества их научных школ, их методик обучения, а по итогам отобрало самые достойные и востребованные, включая наш, — рассказал «МК» ректор РГГРУ-МГРИ Вадим Косьянов. — Можно сказать, что МГРИ является гуру в своей научно-образовательной области! А сейчас, как известно, опорные вузы существуют не только по регионам, но и по направлениям подготовки. Так мы и попали в список.
Впрочем, помимо официального подтверждения статуса престижного и успешного высшего учебного заведения и вызванного им глубокого морального удовлетворения, принадлежность к первой категории несет МГРИ-РГГРУ и серьезные материальные бонусы. Прежде всего в части обеспечения высокого потенциала для развития научной и образовательной базы вуза.
— Долгое время мы жили без должного обновления материально-технической базы и научного оборудования. А теперь получим поддержку. Кроме того, мы сможем участвовать в научных конкурсах для вузов этой категории и получим дополнительные бюджетные средства на науку. Эта многофакторность нам многое даст, и прежде всего возможность не только поддерживать вуз на должном уровне, как это было прежде, но и развивать его, — поделился с «МК» ректор. — Тем более что программа рассчитана на несколько лет.
В этой связи, особо подчеркнул он, крайне важно толково распорядиться дополнительными средствами — «не размазывать их, а выделить максимум пару направлений, на которых вуз сможет достигнуть максимальных успехов».
— При запуске нацпроектов в ряде случаев возникала проблема: купленное оборудование, подчас очень дорогое, не использовалось, а простаивало. У нас так не будет! Новое оборудование — оно не для галочки, оно должно работать! Поэтому, в зависимости от объема выделенных нам средств, мы определим самые перспективные научные направления для усиленного развития. И вложим средства туда, чтобы получить максимальную отдачу. Шорт-лист для того, чтобы сделать окончательный выбор, уже сформирован: геофизика; цифровые технологии, включая 3D-моделирование; бурение и расширение возможностей инжиниринга.