Последний случай, который произошел в школе, показывает, до какого абсурда может довести такой подход.
Там на уроке восьмиклассник демонстративно слушал музыку через наушники и не реагировал на замечания учительницы. А когда она, не выдержав, подошла и сорвала наушники с парня, тот ударил ее кулаком в лицо. В результате 60-летняя учительница на больничном, следственный комитет ведет проверку.
Как вы думаете, кто оказался виноват в этой истории — причем сразу, даже до окончания проверки правоохранителей?
Директор школы. На следующий же день после случившегося он написал заявление об увольнении. Родители и учителя, которые очень ценили директора, в добровольность этого увольнения не верят.
Я тоже не верю. Зачем, с чего увольняться эффективному и успешному руководителю школы, проработавшему там 30 лет, профессионалу, пользующемуся авторитетом и любовью и учителей, и учеников (лишь такие отзывы мне удалось найти о директоре)?
А вот то, что его вынудили на этот шаг, очень похоже на истину. Хотя вину директора в данном инциденте невозможно разглядеть и под лупой, это вполне в духе той самой тенденции — учитель всегда неправ. А если директор не наказывает учителя, то неправ директор.
Родители учеников школы взбунтовались, митингуют перед школой, собирают подписи в поддержку директора, число которых уже измеряется тысячами, требуют его возвращения. Надеюсь, в данном случае все закончится благополучно, и директор вернется назад (пока же он трудоустроен на должность замдиректора в другую школу) — слишком уж абсурдно это увольнение.
Но от этой истории останется черный шлейф. Нет, он потянется не за школой — школа тут ни при чем. Он останется в сознании других учеников — можно творить что угодно, если уж при откровенном хулиганстве виноваты оказываются взрослые. Чего стесняться, если можно даже врезать училке при всем классе — и плохо будет не тебе, а училке, а вдобавок еще и директору?
Ведь следственная проверка вряд ли признает виновным восьмиклассника — уголовная ответственность за его действия в 15 лет еще не наступает. А других способов наказать парня у школы просто нет.
Зато есть много способов наказать учителя или директора.
Присутствие в школах детей с так называемым девиантным поведением очень вредит остальным ученикам. И не только из-за регулярно случающихся драк — еще более вреден дурной пример. Ведь и те подростки, которые не являются девиантными, зачастую тоже не ангелы, и у них могут случаться конфликты с учителями. Если на примере других они видят, что даже за мордобой тебе ничего не будет, то чего ж стесняться в более «невинных шалостях» — хамстве, игнорировании требований учителя, издевательствах и пр.?
А если учитель в глазах учеников выглядит бесправным, беспомощным существом, на котором всегда можно сорвать зло и который в любой конфликтной ситуации будет априори виновной стороной, — то чему может научить детей такой учитель? Кто его будет слушать вообще?
Число специальных школ для трудных подростков сейчас сильно сокращено по всей стране. Их почти не осталось. И страдают от этого не только обычные школы, куда приходят «трудные», — страдают в первую очередь они сами.
Мне в данном случае очень жаль хулигана из школы и его бабушку. Классический девиантный подросток, мать отсидела за убийство мужа, по выходе на волю сыном не интересовалась, тянет парня одна бабушка, которая явно не справляется — с самого начала он учился из рук вон плохо, оставался на второй год, хулиганил, дрался, неоднократно изгонялся из разных школ, был даже на надомном обучении.
Типичный клиент школы для трудных подростков — там такими детьми занимались специально подготовленные кадры по особым методикам, и практика показывала, что очень многих удавалось и выучить, и приобщить к нормам общественного поведения.
А в отсутствии таких школ — что могут сделать учителя, директора и несчастные бабушки?
Ни-че-го.
Выгнать из школы? Но даже если комиссия по делам несовершеннолетних утвердит это решение, отчислить «в никуда» ребенка, понятное дело, нельзя. Отчисленному обязаны предложить варианты продолжения учебы. А их, увы, немного. Чаще всего просто переводят в другую школу — хотя от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Так в былые времена менты перетаскивали труп со своего участка на соседний — пусть голова теперь болит у других. Учеба в колледже тоже невозможна — сперва надо закончить 9 классов, да и бесплатно учиться двоечника туда никто не возьмет. Остается надомное обучение — оно, конечно, обезопасит окружающих, но в судьбе самого паренька ровным счетом ничего не изменит…