МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Дома на нефтегазовой трубе: суды стали выселять на улицу мертвых

Служители Фемиды штампуют решения о сносе жилья по делам «о нефтегазовом соседстве» на грани абсурда

Когда глава нашей страны во время прямой линии летом 2017 года четко и ясно высказался по проблеме соседства магистральных трубопроводов с жилыми домами: «Оставить людей в покое», эти слова он адресовал нефтегазовым предприятиям. Следующие слова: «пересмотреть законодательство» и «позаботиться о безопасности граждан» — он адресовал «исполнительным и законодательным органам государственной власти».

По идее, выполнение поручений президента должно контролироваться. Но доходит ли до главы государства корреспонденция от граждан по этому вопросу? Похоже, нет. Она, видимо, отсеивается уже на входе в президентскую администрацию. Потом ее спускают вниз, откуда она пришла. А главе государства докладывают информацию, судя по всему, в абсолютно искаженном виде. Иначе он был бы в курсе, что проблема не только не решена. Она выявила неспособность всех ветвей власти, а судебной — в особенности, защитить добропорядочных граждан от страшной несправедливости.

Семья Калакуцких, которую выставляют на улицу.

А судьи кто?!

Судьи откровенно чихать хотели на позицию законодателя и президента в этом вопросе. Они не собирались и не собираются вникать в каждый конкретный случай и разбираться. Ведь никто их деятельность, получается, не контролирует.

Слепота и глухота у служителей Фемиды проявляются до такой степени, что они начали штамповать определения по сносу даже в отношении давно умерших граждан.

Дело уже дошло до кощунственного абсурда. Например, весной этого года в Сергиево-Посадском городском суде судья Сергеева Л.В. по иску ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» в отношении к умершему более 3 лет назад человеку — Атрашкевичу Ю.Ф. — вынесла решение о сносе дома. В каком-то смысле, как ни страшно это звучит, Атрашкевичу «повезло»: об этом он уже никогда не узнает. Юрист «Газпрома» предоставила в дело бумаги шестилетней давности, а судья, само собой, их не проверяла. А зачем? Разве непонятно, кто виноват?

Люди приходят в суды с кипами доказательных документов, но они никому не нужны. Их никто не читает и не изучает. Все роли заранее расписаны, итог заранее предрешен. Конфликт между судебной и законодательной властью привел к совершенно жуткой ситуации. Яркий пример: у садоводов СНТ «Строитель» (Сергиево-Посадский район) были абсолютно «железобетонные» основания для победы в суде. Согласно документам, в 1987–1989 гг., когда формировалось это садоводство, местные власти тщательно осматривали территории. В 1987 г. они приняли проекты застройки данного участка: архитектор разрешил строительство в конкретной геозоне, начальник отдела противопожарной охраны и врач СЭС признали место безопасным от природных катаклизмов и техногенных аварий, а окружающую обстановку — благоприятной для жизнедеятельности человека. «Добро» на застройку дали власти Московской области и геологоразведочная экспедиция.

В пользу граждан говорит тот факт, что ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» не внесло в ЕГРН сведения о границах ЗМР. Данный факт в силу пп. 38, 58 ст. 26 ФЗ-342 абсолютно исключает принятие судебного решения о сносе спорных строений.

Но Сергиево-Посадскому суду нововведения Федерального закона 342 по защите граждан не указ. 16 дел, рассмотренных в этом году, как и львиная доля подобных дел по всей стране, закончились для людей как обухом по голове — сносом домов. Сносом пока «на бумаге», но в ближайшей перспективе все эти люди будут платить штрафы за неисполнение решения суда и жить в подвешенном состоянии «между небом и землей».

Пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнет копипаст

Районные судьи не боятся выносить такие решения, прекрасно зная, что их прикроют коллеги в апелляционных инстанциях. Если б вы знали, в какой спешке там штампуются судебные акты! Судьи уже не успевают исправлять фамилии лиц, участвующих в деле.

Живой пример — определение судебной коллегии по гражданским делам Мособлсуда по делу №33-6908/2019, опубликованное в открытом доступе на сайте. Апелляционная инстанция рассматривала жалобу на определение об отказе в пересмотре дела о сносе строения возле газовой трубы в Раменском районе. Заявителем жалобы выступала Грибкова Н.О. И ни один экстрасенс не объяснит, откуда в судебном акте возникают новые и совершенно посторонние люди. В тексте появляется фраза: «Разрешая заявление Аносовой Л.В. и Бордянской А.И. и отказывая в удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что обстоятельства, на которые ссылаются заявители, не являются вновь открывшимися, позволяющими отменить решение суда в соответствии с…» Далее фраза обрывается, красноречиво указывая на тройку судей Мособлсуда, которые банально копипастят (copy & paste — копировать и вставлять) текст судебного акта. Мы нашли источник. Судьи скопировали определение по делу №33-35531/2018 от 21.11.2018 г. Ни одно из решений о сносе строений возле труб так и не было пересмотрено, и мы понимаем, КАК суды штамповали на все случаи жизни «отказные» бумаги.

Но один исключительный случай стоит отметить. После публикации в «МК» материала «Дома на трубе»: игра в молчанку» от 01.11.2019 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (ВС РФ) теперь вынуждена рассматривать кассационную жалобу Тихонова Ю.В. о необходимости пересмотра решения о сносе строения в Хотькове. Но к этой истории мы еще вернемся в отдельной публикации.

Дом — под снос, детей — на улицу

География судебного нигилизма по «газовым» делам обширна.

Несколько отвратительных историй произошли в Томске с семьей Матюгиных и многодетной семьей Татьяны и Андрея Калакуцких. В середине декабря, буквально перед Новым, 2020 годом, Калакуцкие узнали, что этой зимой их выселят вместе с детьми на улицу. В следующем году двое младших детей, Семен и Алиса, должны будут пойти в первый класс. Когда Татьяна Калакуцкая собиралась прикрепить их к конкретной школе по месту жительства, выяснилось, что судебные приставы еще в прошлом году наложили запрет на любые регистрационные действия по месту проживания многодетной семьи в селе Корнилов из мкр. Красная Горка. Членов семьи выписали оттуда согласно решению Томского суда. Этот дом для Калакуцких — единственное на сегодняшний день жилье. Та же участь с выселением постигла их соседей — семью Матюгиных. От их дома до оси трубопровода — 123 м, от дома Калакуцких — 119 м.

— Мы спешно строили этот дом, потому что я ждала ребенка. Когда в 2015 году начались суды, у меня случился выкидыш, потом вторая беременность и опять выкидыш. В этом страшном состоянии постоянного стресса мы живем давно, — говорит Наталья Матюгина. — Я очень надеялась, что после слов президента ситуация наладится. Сейчас я опять беременна, жду рождения моего долгожданного первенца. Мне приходится рассказывать эти подробности, потому что нет выхода. Но ведь не должна несправедливость победить. Я надеюсь на чудо, наверное. Нам ведь надо будет где-то жить. Этот дом — единственное жилье. По заявлению об отсрочке выселения я должна буду освободить помещение 29 февраля, а в марте у меня срок родов. Вы представьте, какие чувства я испытываю! Я периодически вспоминаю ту прямую линию 2017 года и слова главы государства, чтобы оставили в покое, и у меня начинается истерика. Неужели это тупик?! От этих мыслей я, наверное, постепенно схожу с ума. Думаю: господи, неужели над нами всеми просто посмеялись?!

Ты виноват уж тем, что… россиянин?

Семью Калакуцких отправляют на улицу тоже в феврале.

Предыстория данной ситуации очень показательная, потому что повторяет как под копирку грустные эпопеи многих и многих тысяч семей по всей стране, дома которых оказались по соседству с трубами. Здесь замешаны районные и муниципальные власти, которые переводили земли в нужные им категории для дальнейшей продажи и получения прибыли. Замешаны государственные органы регистрации, которые не глядя все это дело узаконивали, и нефтегазовые предприятия, вовремя не уведомившие об опасности нахождения на конкретной территории.

Судьба семей Калакуцких, Матюгиных, как, впрочем, и судьбы полутора сотен семей, проживающих в с. Корнилово Томской области, зависят сегодня от настойчивости представителей ООО «Газпром трансгаз Томск», расторопности судебных приставов, принципиальности и гуманности судей. Ведь мы живем, по идее, в социальном государстве. Полторы сотни домов в с. Корнилово находятся в зоне минимальных расстояний (ЗМР) магистрального газопровода-отвода «Парабель-Кузбасс». Это случилось, потому что в 2009 г. распоряжением администрации Томской области от 18.09.2009 г. №654-ра был изменен вид разрешенного использования земельных участков (с сельхозназначения на ИЖС) с последующим включением их в границы населенного пункта. Данный судьбоносный документ подписала на тот момент и.о. губернатора Томской области О.В.Козловская.

Возможно, если бы Козловская была специалистом в газовой отрасли и знала диаметр, толщину стенок трубы и давление в ней, она бы еще задумалась, подписывать ли ей такую бумагу, потому что понимала бы последствия. Один из таких участков и купила в 2014 году семья Калакуцких. В этом же году они построили дом, зарегистрировали его, заселились, а в 2015 году получили уведомление о нахождении их жилья в ЗМР от оси магистрального газопровода с требованием освободить территорию. А потом начались суды, которые Татьяна и Андрей проиграли. Примерно в это же время приобрела землю и построилась семья Матюгиных.

Обращаю внимание читателей на два любопытных судебных акта ВС РФ РФ. В 2015 году районный прокурор и представители ООО «Газпром трансгаз Томск» обратились в суд с абсолютно адекватным и логичным требованием признать действия Корниловской администрации по переводу земель в категорию ИЖС незаконными. Вы, конечно, понимаете, что в случае положительного решения у всех построившихся в Корнилове граждан, которых подставила администрация, появился шанс получить хотя бы компенсации. Но моль тоже была наивна, когда думала, что ей аплодируют.

«В определении ВС РФ по делу №88-АПГ-15-2 от 10.06.2015 г. есть такой шедевральный опус: «Довод прокурора и общества (ООО «Газпром трансгаз Томск». — Авт.) о том, что магистральный трубопровод должен проходить на расстоянии не менее 150 м от населенного пункта, основан на неправильном толковании норм материального права». Иными словами, суд указал, что администрации СНиПы можно и не соблюдать. По сути, все содержание этого определения ВС сводится к тому, что действия корниловской власти по переводу сельхозземель в категорию ИЖС случились в рамках закона.

Вот здесь-то ВС РФ по уши вляпался в нехорошую, я бы даже отметила, позорную для высших судей историю. Потому что двумя неделями раньше (27.05.2015 г.) ВС РФ вынес определение по делу № АКПИ15-360, по сути, абсолютно противоположное. В этом решении судья главного судебного органа утверждает, что минимальные расстояния (а это зона возможной чрезвычайной ситуации), указанные в СНиПе, должны учитываться органами местного самоуправления при формировании и выделении земельных участков для ИЖС.

И действительно, такой подход оправдан и объясним. Только суд вынес это решение уже при иных обстоятельствах, когда подобное определение было ему выгодно. Рассматривалось совершенно другое дело, косвенно не имеющее отношения к истории в Корнилове, но по иронии судьбы выявившее двуличие судебных органов. Двойные стандарты иностранных государств по отношению к России — ничто по сравнению с поведением судей в нашем государстве в делах, касающихся прав граждан из-за опасного соседства с магистральными трубами.

В обоих случаях суды вынесли свой высший «обвинительный» приговор: они обвинили граждан во всех смертных грехах.

И кто теперь будет разбираться, который из судей преступно накосячил?

Момент истины для Верховного суда РФ

Для председателя ВС РФ Вячеслава Лебедева настал тот момент, когда позаботиться об имидже возглавляемой им судебной системы крайне необходимо. Созыв пленума ВС в данной ситуации просто неизбежен! До сих пор нет единого подхода к решению острейшей проблемы! С момента прямой линии прошло без малого 3 года!!!

Постановление этого пленума ВС позволило бы разбить крепко затянувшийся гордиев узел: пересмотреть ранее принятые решения, исправить ошибки, допущенные судьями в силу законодательных пробелов, существовавших до августа 2018 г. А самое главное — реализовать, наконец, слова президента и оставить ни в чем не повинных людей в покое.

Если в цивилизованном обществе именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость, то спрашивается: мы-то с вами в каком обществе живем, если даже верховные судьи громоздят одну ахинею за другой?! Получается, мы живем в обществе папуасов, где, как известно, культивируются подвиги полуживотных-полулюдей? У нас в стране уже в избытке полуврачей, полупедагогов, полуминистров, полугосударственных деятелей, от которых вместо пользы один вред.

Домик с окнами в ад

— Корниловская администрация уведомила нас о том, что на этой земле нельзя строиться, только в феврале 2016 года, когда наш дом, как и сотни других вокруг, уже стоял, а мы судились, — говорит Татьяна Калакуцкая. — Вы представьте, что в таком аду мы существуем уже 4 года. Чтобы купить эту землю и построить дом, мы собирали деньги пять лет. До этого мы снимали углы у родителей и родственников. Чтобы хватило средств, родители мужа продали квартиру, а моя мама взяла кредит.

Мама Татьяны Калакуцкой умерла летом этого года от тяжелой болезни. Она стремительно начала развиваться как раз в то время, когда у многодетной семьи начались судебные тяжбы. Организм не выдержал переживаний.

Теперь за отсутствие регистрации Татьяна и Андрей обязаны еженедельно платить штрафы в размере пять тысяч рублей с каждого до тех пор, пока не освободят помещение. А потом за свой счет они обязаны будут снести дом, в который вложили все, что у них было. Так определил Томский районный суд.

— Мы до последнего не верили, что государство в лице судебной системы так с нами поступит. Нам даже не предоставили равноценной альтернативы для проживания. Нас выселят в чистое поле, и куда нам идти? Мы купили землю с назначением под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Вариант ее использования уже заложен в названии. Более того, в законодательстве даже есть наказание: если ты не построился на земле под ИЖС в течение определенного периода, то придется платить повышенный земельный налог. Мы возвели дом в течение года. Так в чем наша вина? — говорит Татьяна. — В судах по всей стране, как рассказывали мне многие юристы, происходит ситуация, напоминающая безапелляционные репрессии 37-го года. Когда никакие обстоятельства дела судьями не изучаются, человек априори виновен. Но после 37-го года была амнистия. И если сегодня граждан в судах повсеместно признают виновными, а слова президента «оставить нас в покое» ничего не значат, пусть глава государства объявит для всех нас, оказавшихся виноватыми, амнистию!

Надежда умирает последней

Тем временем уполномоченный по правам человека в Томской области Карташова Е.Г. в официальном ответе Калакуцким констатировала, что права Калакуцких действительно нарушены. Она посчитала важным тот факт, что семья покупала земельный участок с назначением ИЖС именно для улучшения жилищных условий — постройки дома. Карташова подчеркнула, что с учетом массовости застройки территории с. Корнилово нельзя оправдать бездействие администрации, регистрирующих органов и газотранспортного предприятия. В качестве причины, породившей эту жуткую ситуацию, уполномоченный по правам человека назвала несогласованность действий юридических лиц и публично-правовых образований, результатом которых стало вопиющее нарушение прав многодетной семьи.

Карташова порекомендовала государственным органам оказать максимальное содействие семье Калакуцких в сохранении ее жилья либо, при исполнении решения суда о сносе дома, получение равнозначной компенсации стоимости утраченной собственности. Только всем до лампочки мнение томского уполномоченного по правам человека.

Когда Андрей с Татьяной строили дом, как и остальные жители села Корнилово, никто их не остановил. Над поселком регулярно делал облеты вертолет. Как позже выяснилось, на нем летали представители газотранспортного предприятия. Они видели, что люди возводят жилые строения. Видели и не предупредили, знала об этом и администрация. Наверное, в селе Корнилово действуют свои законы, которые продиктованы «хотелками» газовых монополий. Вот они соблюдаются неукоснительно в отличие от законов Российской Федерации. Калакуцкие не сделали ничего плохого, как и сотни тысяч граждан нашего государства, когда поверили бумаге с гербовой печатью, в которой написано «земля для ИЖС».

«А где достать базуку? Я буду вас защищать!»

Я отдаю себе отчет в том, что нефтегазовые предприятия заточены на прибыль, они ее увеличивают любыми способами. И человек рассматривается монополиями только как источник этой прибыли либо ничтожная помеха на пути к ней. Я имела «счастье» побывать в гостях у бывшего топ-менеджера «Газпрома». У него стабильная пенсия — больше 150 тысяч рублей в месяц. Он держит пять ресторанчиков в Москве и еще вагон и маленькую тележку разной недвижимости. У него есть вольер с шиншиллами, который он обогревает круглый год. Он живет в другом мире. Но только какое это имеет отношение к наглому нарушению закона нашего огромного государства, единственной национальной идеей которого президент недавно назвал патриотизм.

Шестилетний Семен, увидев слезы мамы после разговора с судебным приставом, спросил: «А где можно достать базуку? Я буду вас защищать». Это сказал 6-летний мальчик, который хочет защитить свой дом и своих родных от несправедливости государства. О каком патриотизме после этого можно рассуждать?!

Уполномоченные, прокуроры, сенаторы, депутаты, судьи — объясните, почему из-за ошибок государства страдают обычные люди? Почему власти допустили, что семьи, которая не нарушили ни одного пункта закона, выдворяют на улицу?! Почему желания монополий суды возводят в ранг норм права, подлежащих неукоснительному соблюдению?!

23 января дело Калакуцких о выселении будет рассматривать Восьмой кассационный суд в Кемерове. Матюгины эту инстанцию проиграли.

— Суд не задал нам ни одного вопроса, все было предельно формально, — говорит адвокат Матюгиных юрист Кристина Еремина. — Текст решения суда уже был готов еще до начала заседания.

P.S. Прошу считать данную публикацию обращением в Администрацию Президента России и лично к президенту В.В. Путину, а также председателю Верховного суда РФ В.М.Лебедеву проанализировать указанные выше факты и принять необходимые меры по защите прав огромного числа российских граждан, попавших в подобную критическую ситуацию.

Прошу также считать эту публикацию официальным обращением к членам Совета Федерации РФ, которым официально поручено контролировать данную ситуацию.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах