Если верить Росстату, даже согласно оптимистичному ходу событий Россия не сможет добиться естественного прироста численности населения. Естественная убыль населения сохранится до 2036 года. Да, позитивный вариант позволит количеству россиян увеличиться к 2036 году аж до 150 млн человек, то есть прибавить 3,4 млн, но это прибавление будет достигнуто исключительно за счет роста числа мигрантов.
Средний сценарий предусматривает сокращение населения за 16 лет на 3,6 млн человек, до 143 млн — и даже миграционный приток нас не спасет. Естественная убыль достигнет пика в 2027 году и начнет постепенно снижаться с 2028 года. Радует лишь то, что ожидаемая продолжительность жизни в среднем варианте вырастет с нынешних 73,42 года до 79,1 года в 2035 году — хотя в это плохо верится, учитывая состояние российской медицины и ситуацию с лекарствами.
Наихудший, пессимистический вариант прогноза предполагает, что рождаемость будет падать, а миграционный приток уменьшаться. В этом случае население России через 16 лет сократится на 12,5 млн человек и составит 134 млн. И это кажется правдоподобным, поскольку уже в 2019 году естественная убыль населения стала рекордной за последние 10 лет.
Кроме того, в прогнозе Росстата не учитывается число эмигрантов — россиян, покидающих Россию. А эта убыль при плохом развитии событий может стать очень существенной и переплюнуть даже пессимистический сценарий. Ведь многочисленные соцопросы свидетельствуют: молодые (и не очень) люди мечтают уехать за границу, считая жизнь там более комфортной, а реализацию себя как специалиста — более возможной.
Что при таком раскладе может спасти страну от вымирания? Во-первых, конечно же, государственная поддержка тех, кто готов иметь детей. Но это должна быть в первую очередь не стимуляция рождаемости, о которой так много говорится сегодня, а, если так можно выразиться, стимуляция ращения и воспитания детей. То есть хорошие и доступные ясли, детсады и школы, качественная и опять же доступная медицина, социальные лифты для молодежи, уверенность в завтрашнем дне — то есть все то, что входит в понятие социального государства. Потому что только при его наличии стимуляция рождаемости способна дать прирост не только количества, но и качества населения.
А второе — это наше отношение к мигрантам, как на государственном, так и на бытовом уровне. Если, как утверждает Росстат, без них нам никуда, то нужно учиться жить вместе с ними. Жить как с равными, а не как с бесправной и презираемой обслугой. Так получилось, что традиция, сложившаяся в той части мира, которую мы условно называем цивилизованной, не предусматривает обильного деторождения. Ведь даже в благополучной и сытой Европе рождаемость неуклонно снижается. Поэтому для поддержания населения нужно привлекать те народы, где деторождение еще в чести.
Нравится нам это или нет, другого выхода просто не существует.