Напомним, события уголовного дела относятся к 2013–2014 годам. На скамье подсудимых трое молодых людей: 29-летний уроженец Ленинградской области Максим Матюшев, 31-летний Андрей Жданов из Новосибирска и 32-летний житель столицы Кирилл Кулабухов. Дело в отношении Сумбаева выделено в отдельное производство из-за длительного розыска подозреваемого. Главарь группы сбежал из-под домашнего ареста и был обнаружен лишь в 2018 году в Грузии, откуда был экстрадировали. Четверка хакеров — основные действующие лица кибераферы. Всего же в деле 29 фигурантов и более 60 эпизодов.
Все трое сегодняшних подсудимых — личности примечательные. Ни один из них не может похвастать высшим образованием в области математики или высоких технологий. Так, Жданов имеет только аттестат средней школы, а Матюшев и Кулабухов и вовсе окончили лишь девять классов. Тем не менее троица под руководством Сумбаева выстроила прибыльный нелегальный бизнес на фейковых железнодорожных и авиабилетах, который принес аферистам 17 миллионов рублей. Как следует из оглашенных в суде материалов дела, следствию удалось установить более пяти тысяч преступных сделок.
Деньги на покупку билетов хакеры крали со счетов частных компаний. Взломом аккаунтов фирм и подбором паролей занимался Кулабухов. Затем Матюшев и Жданов проникали в базы фирм, проверяли состояние их активов и принимали решение, с каких счетов выводить средства. После этого на интернет-форумах искали желающих быстро подзаработать. Затем брали у каждого такого случайного гражданина (их хакеры называли «дропами») личные данные и оформляли на его имя от лица фирмы билет в ту или иную точку страны. География обширная — Питер, Хабаровск, Тамбов и так далее. О масштабах аферы говорит уже то, что перечисление покупок заняло у тройки судей Басманного суда полных два дня. Затем посредник живьем приезжал в кассу, сдавал билет и за минусом кассового сбора получал наличность. В среднем сумма выручки за каждый билет составляла 10–20 тысяч рублей. Себе липовый пассажир оставлял пять тысяч рублей в качестве гонорара.
С «дропами»-посредниками хакеры общались посредством интернет-форумов, а между собой — с помощью мессенджеров Jabber. Как установило следствие, роль координатора действий посредников взял на себя сам Сумбаев. Он же брал себе и большую часть заработка — 45%. Остальное делили между собой другие члены банды.
Потерпевшим по делу признана 31 компания, со счетов которых пропали деньги. Подсудимые на протяжении всего процесса шутили, смеялись и на призывы вести себя скромнее отвечали в духе фигурантов футбольного дела Мамаева и Ко: «А что нам теперь, плакать что ли?»
Хотя поводов всплакнуть у хакеров хоть отбавляй. Матюшев приговорен к 13 годам. Жданов получил 12 с половиной лет. Оба будут отбывать срок в колонии строгого режима. Самое мягкое наказание у Кулабухова — 10 лет колонии общего режима. Сумбаеву как лидеру ОПГ грозит до 20 лет лишения свободы. Правда, он даже личность свою признать отказался и на заседании по продлению меры пресечения в Мосгорсуде заявил, что Сумбаевым не является. Однако в соцсети «МК» нашел личную страницу Ярослава Сумбаева из Санкт-Петербурга. У фото профиля пользователя поразительное портретное сходство с человеком, которого следователи установили как Сумбаева. Не добавляет очков предполагаемому хакеру и контент странички — на одном из фото изображена традиционная новогодняя селедка под шубой, украшенная сверху свастикой из вареной свеклы.