Комментируя недавние результаты признанного во всем мире исследования функциональной грамотности школьников PISA, Васильева отметила, что отечественная школа «движется вперед». На деле же результаты PISA свидетельствуют: наши ребята заметно сдали свои позиции в области чтения, математики и естественно-научных дисциплин, вылетев в 4-й десяток стран. Оказалось, наши школьники не умеют применять знания на практике, в том числе для решения простейших житейских задачек, вроде расчета оплаты за электроэнергию по показаниям счетчика.
Столбовая дорога мирового современного среднего образования лежит в обозначенном самой жизнью направлении: не заучивать тексты из учебников (кстати, так же строго отобранных для школы не учителем, а чиновниками), а учиться с детства искать информацию в разных источниках, проверять ее, сопоставляя разные данные.
Родимый же Минпросвет двинулся в прямо противоположном направлении. Несмотря на протесты, новый Федеральный государственный образовательный стандарт жестко закрепил обязательный перечень изучаемых в школе тем. Жестко закреплен и перечень учебников, допущенных до преподавания в школе. И все это — для решения главной сверхзадачи: тотальной стандартизации учебного процесса по всей стране. Вроде как перебежал некто из одной школы в другую — и попал на то же место того же самого урока, с которого вышел…
Стремление втиснуть в официоз образовательного стандарта все новые и новые научные знания (а они, напомним, удваиваются каждые несколько лет) привело к страшной учебной перегрузке детей. Между тем Васильева недоумевает: откуда взялись эти нагрузки? «Для меня большая загадка, почему дети в школах, в том числе малыши, тратят от трех до шести часов на домашние задания», — говорит она. А ответ очевиден: надо, чтобы ребенок не «проходил» бесконечные темы, а пропускал их через себя в том самом информационном потоке, что подхватил жизнь человечества XXI века. Можно, конечно, делать вид, что мы по-прежнему пребываем в середине ХХ века. Но куда нас это приведет?
Стремление Минпросвета двинуть школу не вперед, а назад просматривается и в воспитании духовно-нравственных ценностей. Здесь тоже все, как в советские времена, только символы и лозунги сменились: вместо «Слава КПСС!» — «Слава Богу!» «Что касается духовно-нравственных ценностей, я убеждена, любая культура, особенно наша, зиждется на христианстве!» — говорит глава Минпросвещения. И это в многонациональной и многоконфессиональной стране!
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Комментирует академик РАО, заслуженный профессор МГУ Александр АСМОЛОВ:
— Посмотрев выступление Ольги Васильевой, трудно отделаться от впечатления, что перед нами — отчет хозяйственника о проделанной работе в стиле отчетов на партактивах. За этим отчетом абсолютно не просматривается образовательная политика.
Что перед нами — стратегия развития или стратегия контроля образования? В центре стратегии развития должны быть развитие личности ребенка, поддержка его индивидуальности и, главное, поддержка его мотивации и самореализации в этом мире. Если же в центре стоит стратегия контроля (а за каждым высказыванием министра просматривается именно это), то в центре — обезличивание, унификация, стандартизация, и получается, что у нас школа для ЕГЭ, а не ЕГЭ для школы. Школа под стандарты, а не стандарты как культурный инструмент развития личности ребенка.
Так, говоря о безопасности в школах, министр признается, что хотела бы, чтоб школу охраняли Росгвардия и психологи. «Хочу, чтоб к штыку приравняли перо». В данном случае психолога приравнивают к сотруднику Росгвардии! Восприятие психолога как охранника — это уникальное явление…
Ольга Юрьевна говорит, что надо запретить в школе использование во время урока мобильных телефонов. А после этих слов непонятно откуда появляются следующие факты: запрет мобильных телефонов приводит к росту внимательности ребенка, понижению его тревожности, повышению его активности и мобильности. Хочется перефразировать классика: «Забрать все телефоны бы да сжечь!»
У меня возникает нежное изумление: мы в каком веке живем? Наши дети уже давно имеют дело с огромным количеством приложений, но в них министру просвещения видится великое вселенское зло, угроза для ребенка. Конечно, надо знать, что он делает в Интернете, сколько времени там проводит и пр. Но считать, что уход в Интернет — это уход от реальности, неправильно. Можно все запретить, оснастить школы по последнему слову техники — но нельзя заставить учиться, когда нет мотивации. А мотивация и демотивация в школе — серьезнейшая проблема, и она оказывается абсолютно вне внимания министра. И неудивительно: ведь для нее главное — это хозяйственные дела и стандартизация.
Еще момент: в 2016 году Россия заняла 1-е место по индексу, связанному с пониманием прочитанных текстов. А сейчас мы свалились на 30-е место за столь короткое время. Не является ли это — выдвигаю как гипотезу — следствием того, что наше образование превращается в образование контроля и еще один индикатор того, что школа становится неинтересной для детей?