При этом, будучи на земле, Иисус столкнулся с тем, что людей очень мало заботило спасение и жизнь вечная. Так же как и сейчас, людей волновали простые вопросы: где есть, что пить, во что одеться. Конечно, за прошедшие века изменился жизненный уклад, государственное устройство и многое другое, но люди остались людьми. Они по-прежнему нуждаются в надежде и любви. А ведь именно это и принес людям Иисус. Но как и сейчас, так и тогда донести вечные понятия и ценности до людей было довольно трудно. Окружающие постоянно пытались «приземлить» небесные ценности, реализовать вечные замыслы здесь и сейчас. Иисус говорил о Царстве небесном, а люди пытались втянуть Его в политику. И это можно понять: Израиль находился под римской оккупацией. А учитывая важность религии в древнем Израиле, конечно, от Мессии люди ожидали прежде всего освободительного похода или партизанской войны и уж точно активного участия в политике. В одном из Евангелий прямо говорится, что Иисуса хотели сделать царем (Иоан.6:15), в книге Деяний записано, как апостолы интересуются, не намерен ли Спаситель немедленно восстановить независимость Израиля (Деян.1:6). При этом Господь последовательно уклонялся от любых попыток втянуть его в политическую деятельность. Он принес другую свободу, которая не зависит от государственного устройства. Он принес царство, которое «не от мира сего». Он принес любовь, которая превыше границ и территорий, которая не замыкается в рамках одного государства или народа. Современникам Иисуса было непросто вместить эти божественные истины.
Апостол Павел разъяснял афинянам, что главная цель, по которой Господь назначает те или иные времена и пределы обитания народов, — это желание, чтобы люди начали искать Бога (Деян.17:26-29). Господь допускает появление государств, изменения границ с единственной целью — напомнить людям о Себе, о Вечности, о том, что земная жизнь коротка и пролетает очень быстро. А Он ждет нас в вечности и хочет, чтобы мы не только достигли небесных обителей, но пришли туда с семьями и друзьями.
Хорошо, что в нашей стране Церковь отделена от государства и не участвует в политике. В данном случае под политикой я понимаю участие в управлении государством и принятие политических решений. Верующие могут и должны быть активными в обществе, помогать нуждающимся, делать добрые дела, но в целом Церковь не о политической активности. Она о Боге, о Вечности, о Любви. Можно посетить рождественское богослужение в любом храме, православном, католическом или протестантском, и это не будет актом поддержки политической власти или, напротив, выражением протеста. Это Ваше, личное… Ваше и Бога…
Несколько лет назад в Москву приезжал сын одного из величайших евангелистов современности Билли Грэма, продолжатель его дела и глава благотворительной организации «Сума самаритянина» Франклин Грэм. На пресс-конференции его спрашивали о состоянии американской демократии, ведь именно на американское государственное устройство мы часто ориентируемся как на образец справедливого социального строя… «Американская демократия прекрасно показывала себя, пока Америка была христианской», — сказал тогда мой друг Франклин… Вот оно, главное условие, чтобы жизнь была лучше. Дело не в политической системе как таковой, а в том, есть ли Бог в сердцах людей. В сердцах законодателей и полицейских, в сердцах чиновников и рабочих, домохозяек и бизнесменов, в наших с вами сердцах.
И в рождественский вечер хочется снова напомнить о вечном: Бог любит людей, и всякое добро исходит от Него, как написано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17). Просто поразмышляйте в конце года о том, что доброго произошло в вашей жизни в уходящем году, поблагодарите за это Бога, и с новой надеждой и упованием на Иисуса Христа, чье пришествие в мир людей мы отмечаем, будем идти в новый, 2020 год. С Рождеством Христовым, друзья, храни Вас Бог.