Отрывок из знаменитого антифашистского фильма Стивена Спилберга «Список Шиндлера» был опубликован в 2013 году, когда юноше было 13 лет. В том фрагменте, где сотрудники Центра-Э нашли пропаганду фашизма, немецкий офицер допрашивает узников концлагеря о пропавшей курице и тут же убивает одного из них, угрожая расстрелять всех. Тогда из строя выходит мальчик и говорит, что курицу украл убитый, чем спасает от немедленной гибели себя и других.
Судья Советского суда Владикавказа Элина Суанова признала Гусоева виновным по ст.20.3 КоАП РФ (пропаганда либо публичное демонстрирование нацисткой атрибутики) и назначила штраф в размере 1 тысячи рублей. Адвокат Алан Тедеев отметил, что судья не учла свежую поправку от 2 декабря, согласно которой изображение нацистской символики не всегда является нарушением. Сам Гусоев опасается, что в будущем статья за «пропаганду фашизма» может нанести вред его карьере юриста. И в целом, ему есть о чем переживать. В прошлом году Госдума приняла закон о частичной декриминализации статьи 282 УК, известной как «статья за репосты». Теперь, если вы попадаете в поле зрения Центра-Э впервые, то наступает не уголовная, а административная ответственность. Но за повторное нарушение в течение года могут возбудить и уголовное дело.
Примечательно, что если раньше за «статью за репост» зачастую привлекали участников мирных акций или людей с «экстремистским прошлым», то Гусоев ни в чем подобном замечен не был. Это обычный парень, который играет в КВН и мечтает о карьере юриста.
Есть ли срок давности у «экстремизма» и что делать, если к вам в дверь стучится полиция «МК» рассказал правовой аналитик Международной Агоры, адвокат Станислав Селезнев:
- В течение 2018-2019 годов Агора планомерно и успешно добивается от судов однозначного подхода к трактовке вопроса о дате начала срока исчисления давности привлечения к ответственности. На этот счет существует своеобразная, не основанная ни на одном законе позиция, которую пытается продвигать прокуратура. Прокуроры полагают, что срок давности следует исчислять со дня обнаружения публикации в интернете сотрудником правоохранительного органа. Иногда фантазия прокуратуры идет еще дальше, если сроки поджимают, то датой отсчета они представляют дату получения заключения специалиста или эксперта, подтвердившего нужные обвинения в публикации.
- Как-то можно повлиять на эту ситуацию?
- Если у привлекаемого лица нет защитника и он признает вину, то суды соглашаются с прокуратурой. Если же защита активно возражает, ссылается на противозаконный характер позиции прокуратуры и складывающуюся практику на уровне апелляционных и кассационных инстанций о том, что датой совершения деяния является исключительно момент публикации, то суды встают на позицию защиты.
- Каков шанс оспорить решение суда?
- В данном случае, не видя материалов, сказать не могу. В целом же, грамотная защита по делам об административных правонарушениях позволяет успешно защищаться и во второй инстанции и даже отменять вступившее в силу обвинительные постановления, если судами на начальных этапах допущены серьезные нарушения
- Что делать если полиция обвиняет в «экстремизме»?
- Если пришла полиция, то никаких комментариев полицейским или прокуратуре до консультации с доверенным защитником. Наш мониторинг дел об административных правонарушениях показывает, что большая часть обвинительных постановлений выносится после признания вины без консультации с защитником.
– Должна ли учитываться поправка от 2 декабря?
- Правки в статью 20.3 КоАП относительно наказания за публикации свастики в учебных целях прошли лишь первое чтение в Госдуме, ранее 2020 года в силу точно не вступят. Те правки, что действуют со 2 декабря не относятся к КоАП напрямую, но должны применяться согласно ст. 1.7 кодекса. Как правки, внесенные в закон о противодействии экстремистской деятельности, так и правки в ст 20.3 КоАП (там появится новое примечание) не решают проблемы применения этой статьи. Поскольку эксперты зачастую указывают, что демонстрация сатирических картинок «не вызывает однозначно негативного восприятия».
Так что под угрозой привлечения по данной статье останутся граждане размещающие мемы, веселые видео про Гитлера, и даже исторические фотографии оккупированных территорий, забывшие сопроводить их обязательным указанием на «Однозначное негативное отношение к идеологии нацизма и отсутствие целей пропаганды запрещенной идеологии»