Администрация постаралась создать праздничную атмосферу для зрителей, пришедших в кинодом в последний раз - постелена красная дорожка, в фойе оркестр играл музыку из популярных фильмов, были организованы фотосессии... И билеты на последний сеанс не продавались, а разыгрывались бесплатно: заветные купоны доставались тем, кто написал самое проникновенное признание в любви к "Соловью".
Сам Юрий Соловей, который, собственно, занимался кинопрокатом в здании, перед началом показа "Великого диктатора" обратился к зрителям с речью. Кстати, в самом большом зале Киноцентра народу было так много, что мест не хватило - люди сидели в проходах.
Соловей доходчиво объяснил зрителям, что их вводят в заблуждение относительно причин закрытия киноетатра. Он даже провел параллели с вышедшим 70 лет назад романом Джорджа Оруэлла "1984", сравнив происходящее здесь с событиями, описанными в этом произведении. "Ложь - это новая правда. Особенно если эту ложь повторяют более трех раз".
В частности, владелец кинопроката уточнил площадь помещений, отданных под кинопоказ, заявив, что это не 1500 квадратных метров, а более 8000. Также он подчеркнул, что слухи о пожароопасности здания также являются вымыслом. "Я здесь проработал 12 лет, каждый день приезжал в это здание. У меня дети здесь занимались в детской киношколе. И если бы была какая-то пожароопасность, я бы наверное первый здание перестал бы посещать", - прокомментировал Соловей. Он рассказал, что в 2018 года после катастрофического пожара в кемеровском ТЦ "Зимняя вишня" состоялась расширенная проверка Киноцентра прокуратурой. Был обнаружен ряд нарушений, Пресненский межрайонный прокурор подал иск в суд, но потом отозвал его, так как все нарушения были устранены. Коснулся Соловей и количества выходов из зала. "На самом деле по правилам пожарной безопасности, если в зале меньше 50 мест, и должен быть один выход. В этом зале (зал на 500 мест - прим. авт.) должно быть два выхода, а их четыре - есть еще два сзади. То есть мы в общем-то даже перевыполняли обязательства". Продолжая сравнения, Соловей привел в пример в качестве аналогии происходящему вокруг Киноцентра сказку Джанни Родари "Джельсомино в стране лжецов" и фильм братьев Вачовски "Матрица"
"Если обратиться к истории Киноцентра, и всем этим протестам, мне кажется, самое страшное - не то, что у жителей Москвы, у всех вас как зрителей, пытаются отобрать арендованный зал. Самое страшное, что фактически город решил для себя, несмотря на мнение всех жителей, что киноцентр "Соловей" ему не нужен ни здесь, ни где-то еще".
Упоминая о покупке здания в 2007 году его нынешним владельцем, Соловей пояснил, что здание изначально купили для того, чтобы построить и разрушить новое. Однако все эти годы ему давали возможность работать и не лезли в управление кинозалами. Соловей выразил надежду, что ему удастся возродить Киноцентр на новом месте как дворец творчества молодежи.
Речь была встречена продолжительными аплодисментами. Затем был показан "Великий диктатор" - именно демонстрацией этого фильма открылся Киноцентр 31 марта 1989 года.
Читайте также: "Закрытие легендарного Киноцентра "Соловей" превратилось в общественный перформанс"
После окончания сеанса одна из зрительниц приковала себя наручниками к креслу и отказалась покинуть зал, пока к ней не приведут мэра Москвы Сергея Собянина и владельца здания Вадима Меркина.
"Меня зовут Алина. Мы решили здесь остаться в поддержку киноцентра - это жест отчаяния, потому что мы сделали, что смогли, мы собрали очень много подписей. И мы не хотим покидать здание добровольно, мы не хотим, чтобы оно было разрушено, потому что нужно ценить искусство кино."
Всех остальных зрителей попросили оперативно покинуть зал, был вызван слесарь с инструментами. В итоге Алину забрали в ОМВД по Пресненскому району. С девушкой провели профилактическую беседу, в которой сделали упор на неблагоприятные последствия за участие в митингах и проявление экстремизма. Отпустили Алину под утро, протокол составлять не стали.
За судьбу другой активистки - 20-летней студентки Ирины Хазановой - очень переживали все посетители Киноцентра в этот день. Девушка в гриме грустного мима объявила голодовку и до поздней ночи отважно просидела с соответствующим плакатом у забора, которым уже успели обнести здание. Собиралась остаться на ночь, люди уговаривали ее этого не делать - вечером температура опустилась ниже нуля. Ирина все-таки уехала домой, но заверила, что голодовку прекращать не собирается.
Протесты продолжались очень долго: к "Соловью" несли цветы и зажигали свечи, зрители взялись за руки и водили вокруг здания хороводы, пели песни, скандировали лозунги. Параллельно с этим грузчики начали упаковывать инвентарь и выносить его на улицу, к грузовым машинам.