МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

"Нужна действительная историческая память, а не исторические мифы"

Как "МК" объединил волонтеров ВООПиК

Сотрудничество и дружба популярнейшей московской газеты и волонтерского, как сегодня принято говорить, историко-культурного движения трудовой помощи в восстановлении памятников старины началось в ноябрьские дни уже невообразимо далекого 1982 года.

Усадьба Петрово-Дальнее. Расчистка фундамента снесенного храма. Фото: Архив Павла Дейнеки

На излете 1982-го в редакции «Московского комсомольца» шла подготовка к первой совместной акции с шефской секцией Московского городского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Не разовой публикации, которые до того временами появлялись на страницах «МК», а началу долговременной кампании. Был определен ответственный за это дело сотрудник газеты — известный турист, краевед, спелеолог и эколог, корреспондент «молодежки» Игорь Прокофьев.

Хорошо зная постановку дела у туристов, он сразу зарезервировал за новой рубрикой две публикации в неделю: приглашение на предстоящий выходной день в пятничном номере и во вторник-среду — отчет о проделанной работе. Художникам «МК» был заказан и логотип, который сразу должен был привлечь внимание и быть запоминающимся и узнаваемым. Так появился первый знак движения, перешедший на грамоты и наградные значки ударникам — участникам воскресников. Это был контур рабочей строительной рукавицы с вписанной в нее надвходной шатровой сенью храма Василия Блаженного. Столь сложный контур да и идеологические догмы (время было антирелигиозное!) привели к тому, что вскоре значок сменился на графически более простой и более «светский» по символике. Эта эмблема стала хорошо знакома многим москвичам-энтузиастам на протяжении многих десятилетий: абрис античного храма, отражающегося полуразрушенной тенью на земле.

«МК» и шефская секция договорились о проведении первого объявленного воскресника 9 января 1983 года в усадебно-парковом комплексе «Кузьминки», откуда незадолго перед тем выехал полвека занимавший его Всесоюзный институт экспериментальной ветеринарии. 7 января «МК» напечатал первое приглашение на эти труды, оказавшееся почином на многие десятилетия.

Собралось более 20 человек, поработали славно — выносили носилки со строительным мусором из восстанавливаемых усадебных построек, которых ждало тогда музейное будущее. Реставраторы и шефская секция организовали для участников воскресника ставшее с тех пор традиционным чаепитие с рассказом об истории Кузьминок, энтузиастов пригласили на следующие воскресники — сюда же и на другие объекты.

Успехи первых встреч сформировали интерес к таким волонтерским мероприятиям и запустили неформальный «телеграф из уст в уста» об интересном и полезном начинании. Группы добровольных помощников из 20–30–40 человек могли принять многие весьма популярные московские памятники, где работали реставраторы. К акции, затеянной шефской секцией и редакцией «МК», подключились парковые комплексы в Царицыне и Кускове, Донской монастырь и еще несколько менее известных объектов. В апреле-июне 1983 года эти волонтерские работы стали еженедельными: тот или иной объект по определенному графику каждое воскресенье ждал добровольцев.

В музее деревянного зодчества в Новом Иерусалиме. Фото: Архив Павла Дейнеки

В середине июня следующего, 1984 года на свой первый воскресник — в Донском монастыре — пришел и автор этих строк. Тогда уже труды на хорошо известных объектах собирали по 50–70 человек.

Работы 1983–1987 годов благодаря твердой позиции руководства «Московского комсомольца» (газетное место не бесконечно и в общем бесценно, а тут какие-то несколько сот волонтеров, когда в стране и в Москве ТАКИЕ СОБЫТИЯ — на дворе уже была перестройка! — но Павел Гусев неукоснительно выделял добровольцам культуры стабильный день и стабильный «квадрат» площади газетной полосы) и самоотверженной работе Ю.Прокофьева, отвечавшего за это направление, прочно были еженедельными, по субботам и воскресеньям. Вскоре на каждый волонтерский день приходилось уже от трех до пяти различных объектов.

Движение ширилось месяц от месяца. К 1986 году число его участников дошло до нескольких тысяч, из которых больше половины стали практически постоянными помощниками реставраторов и выходили на разные трудовые встречи 2–3 и более раз в месяц. Даже самые камерные памятники редко собирали меньше 15–20 человек, а на самых популярных объектах выходы стали систематически переваливать за сто добровольцев. Своеобразным рекордом стал один из воскресников в Донском монастыре, в котором участвовало более 400 добровольцев.

В 1984 году летом на «дальние» работы — в Вологду, Белозерск, Полотняный Завод, Переславль-Залесский, в Архангельскую область и много куда еще — отправилось сразу несколько выездных отрядов добровольцев.

1985–1986 годы стали «золотыми» для популярности ряда памятников культуры: в эти годы шли самые активные работы в Кускове, в Царицыне, в московском Симоновом монастыре... Именно агитация «МК» вывела на призовое место по популярности скромный, но с солидным фронтом работ объект — Краснопресненскую обсерваторию имени профессора Штернберга, — привлекавший волонтеров интересом к своему назначению и находящимся здесь астрономическим приборам.

Движение помощи реставраторам памятников старины вышло в Московскую область: здесь располагаются действующие и планирующиеся музеи-усадьбы Архангельское, Абрамцево, Мураново, привлекательные тогда «полурежимные» Горки Ленинские, Гребнево, Покровское-Засекино, памятники городов Дмитрова и Можайска, Звенигорода, Серпухова и Коломны, Новоиерусалимский музей и храм Спаса Преображения в селе Острове, чуть позднее — ставший любимым для многих волонтеров Троицкий Белопесоцкий монастырь на Оке.

Взаимодействие активистов ВООПиК и редакции «Московского комсомольца» в последние годы существования СССР способствовало возникновению и еще одной разновидности воскресников. Множество волонтеров и их объединений участвовали в археологических раскопках. Первыми в этом ряду стали в конце лета 1988 года охранные раскопки на месте предстоящих земляных работ в Историческом проезде у самой Красной площади, в ходе которых были найдены (в том числе и при участии волонтеров) интереснейшие древние артефакты, среди которых — первая за всю историю Москвы берестяная грамота!

Уникальные работы в Историческом проезде стали очень мощной рекламой движения добровольных помощников реставраторов: огромный и компактный фронт работ привлек к делу едва ли не тысячи человек, прошедших через эти трудовые вечера и выходные. Рубрика «Воскресники ВООПиК» в «МК» стала в ту пору одной из самых читаемых, много было и звонков в редакцию.

Отзвуком всенародных раскопок у Красной площади стали «переполненные» воопиковские воскресники поздней осени. А когда в канун первого снега было определено место первой «гласной» Масленицы ВООПиК, на лесную опушку около Никонова скита в Новоиерусалимском музее-монастыре все зимние выходные собиралось две-три сотни человек. Кстати, именно в эту зиму со своими учениками — любителями истории на Маслострой систематически приезжал учитель истории Алексей Венедиктов, завершивший здесь свою педагогическую карьеру и решившийся открыть независимую частную радиостанцию новостей «Эхо Москвы».

Следующим «археологическим хитом» стали раскопки в Спасо-Андрониковом монастыре, которые проводились с участием волонтеров ВООПиК в 1989-м. Годом позже эстафету приняла знаменитая царская усадьба в Коломенском, где работы с участием добровольцев ВООПиК велись весной-летом 1990 года вокруг исследовавшейся тогда великолепной шатровой церкви Вознесения. На эти раскопки так же, как и раньше, приглашал «Московский комсомолец».

Общение с археологами у добровольцев столичной молодежной газеты и ВООПиК с тех пор стало традицией: в разные годы уже современной российской эпохи «Московский комсомолец» не раз приглашал на работы в екатерининское Царицыно, к исследователям Звенигорода и Больших Вязем...

Эти воспоминания посвящены ключевым годам и событиям дружбы «МК» и волонтеров исторической памяти. Если бы тогда в какой-то момент руководитель «Московского комсомольца» поддался бы нешуточному давлению разных сил — и «сверху», и «сбоку» — и отступился бы от тех, кому нужна действительная историческая память, а не исторические мифы, многие судьбы сложились бы иначе, и, ей-богу, это было бы много хуже.

Отряды и добровольческие группы волонтеров 1990-х состояли из тех, кто узнал о нас и пришел к нам по приглашениям, публикуемым в эмковской рубрике «Воскресники ВООПиК», или познакомился с нами на знаменитых праздниках «МК» в «Луже». Но это уже другая история…

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах