Выступая от имени авторов (группы депутатов и сенаторов), замглавы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн («ЕР») выразил надежду, что принимаемый документ «позволит наконец решить остро стоящую в регионах проблему т.н. медицинских вытрезвителей». В 2011 году остатки советской системы вытрезвителей в структуре МВД были упразднены, потому что власти решили: неправильно в военизированной, по сути, структуре иметь медицинские учреждения. Но задуманная передача Минздраву этих заведений для «лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, утратившие способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке» (так названы они в законопроекте) не произошла. Да и программа госгарантий оказания бесплатной медпомощи оказание услуг этой категории граждан не предусматривает…
Докладчик привел данные МВД, говорящие о негативных последствиях упразднения вытрезвителей: за восемь лет количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, выросло на 35%. Возросло и количество преступлений в отношении пьяных: беспомощный человек на улице — отличная добыча для преступников, заявил г‑н Хинштейн. А зимой в северных регионах этот контингент часто погибает (8–10 тысяч умерших от переохлаждения ежегодно) или попадает в больницу с обморожением, часто ведущим к ампутации конечностей.
20 регионов, так или иначе, выстроили свои системы оказания помощи перепившим, но организованы они по-разному. Иногда спеццентры работают на принципах частно-государственного партнерства. В Татарстане, например, 11 вытрезвителей создано на базе медицинских наркологических учреждений. Но в законах данный вопрос не урегулирован, и проверяющие органы, по словам содокладчика, главы Комитета по федеративному устройству и местному самоуправлению Алексея Диденко (ЛДПР), «часто признают расходы регионов или муниципалитетов на вытрезвление нецелевыми».
Законопроект предлагает закрепить за региональными властями полномочие по организации подобных мероприятий, а за муниципалитетами — право их реализовать. Порядок оказания такой помощи потом разработает и утвердит правительство. Г‑н Хинштейн считает, что в постановлении правительства должны быть прописаны критерии отнесения выпивших россиян к достойной вытрезвителя категории и определены примерные расценки. Ведь пребывание в спецучреждении небесплатно: по его словам, экономически обоснованной может быть цена в 1,5–2 тысячи рублей за одну ночевку.
Счетная палата законопроекта не поддержала: аудиторы полагают, что возложение на регионы новых полномочий должно сопровождаться по Бюджетному кодексу обязательным указанием на источники покрытия расходов на их осуществление, чего авторы не сделали. Г‑н Хинштейн пояснил, что законопроект не обязывает региональные власти создавать вытрезвители, а лишь дает им возможность этим заниматься и легализует центры там, где они есть. Многие считают, что расходы на вытрезвление граждан неоправданно высоки, признал г‑н Диденко, но «операции по программе госгарантий по ампутации конечностей, последующая реабилитация и инвалидность обходятся намного дороже».
Сергей Казаков (КПРФ) спросил, «куда повезут неадекватного человека» в случае принятия законопроекта. Г‑н Хинштейн ответил, что в 2018 году в медорганизации полиция и «скорая» доставили почти 682 тысячи подобранных на улице пьяных, и только 25% из них нуждались в медпомощи. Таких сейчас оставляют и будут оставлять в больницах, а тех, кому нужно просто проспаться, «отвезут в спецучреждение — там, где оно есть, а там, где их нет, оставят замерзать на улице». Альтернатива — полицейский участок, но для этого надо сначала совершить правонарушение…
Геннадий Онищенко («ЕР») поинтересовался, почему нет еще и предложения восстановить ЛТП. Г‑н Хинштейн ответил, что он лично двумя руками «за», но международные обязательства запрещают России ограничивать свободу граждан, не совершивших правонарушения…
Читайте также: Россиян будут силой доставлять в вытрезвители