Прочие результаты исследования, проведенного ИРИ: 77 процентов респондентов согласны с тем, что государство должно «иметь возможность устанавливать правила для отечественных интернет-компаний в целях обеспечения безопасности и защиты персональных данных граждан»; 73 процента считают, что «российские интернет-компании, работающие в России, зарабатывающие на использование данных россиян, должны быть под управлением граждан России; 34 процента гордятся тем, что «Россия одна из немногих стран в мире, в которой в интернете всегда есть выбор между использованием сервисов отечественных компаний и крупнейшими зарубежными сервисами».
- Дмитрий Николаевич, насколько, во-первых, объективны, репрезентативны эти данные?
- Думаю, вполне объективны. С учетом выборки они абсолютно нормальные. Здесь, скорее, можно задаться вопросом, правильно ли сформулированы вопросы, обращенные к респондентам. Отечественный сервис, который замещает иностранный на территории России, - не то же самое, что отечественный сервис, который лидирует в мировом масштабе, который является более привлекательным, удобным, качественным по сравнению с иностранным.
- Однако исходя из контекста событий, вряд ли этот опрос можно считать случайным. Бывший глава ИРИ, бывший советник президента Герман Клименко еще несколько лет назад заявил, что Россию в ближайшем будущем ждет «хороший китайский интернет». А в прошлом году возвестил, что страна «технически готова» к отключению от мировой Сети. И эти тезисы, мягко говоря, не противоречат государственной политике в информационной сфере. Не следует ли воспринимать исследование ИРИ как своего рода информационную подготовку к претворению в жизнь планов по изоляции Рунета?
- Нет, не думаю. Не стоит искать злой умысел там, где его определенно нет.
- Но, может быть, в ИРИ угадывают веяния, которые идут «сверху»? Пытаются им соответствовать?
- Да, я бы сказал, что «парус» в данном случае установлен правильно.
- Кстати, с 1 ноября вступает в силу закон о «суверенном интернете». Чем это грозит нам в ближайшей и долгосрочной перспективе?
- В краткосрочной перспективе это дает возможность государству фактически контролировать, управлять Интернетом, в том числе - информационным контентом. А в долгосрочной - подрывает саму природу создания, распространения, хранение информации. И, соответственно, развития общества. Потребуется много усилий, чтобы нивелировать негативные последствия этого закона. Думаю, рано или поздно он будет отменен.
- Но в любом случае он приближает мечту о «хорошем китайском интернете». Не так ли?
- Ну этого в России никогда не произойдет. Почитайте Макиавелли. Он писал, что свободный город можно покорить, только если жители будут рассеяны по миру. Иначе они непременно поднимут восстание и вернут былую свободу. Потому что память о свободе будет вечной. Память о свободном Интернете также будет вечной. Ее невозможно искоренить. В Китае не было свободного Интернета, и памяти о нем, соответственно, тоже нет. А в России он был и есть на сегодняшний день. Можно временно «закрутить гайки» для решения каких-то локальных задач, но создать «китайский интернет» уже нельзя.
Читайте материал: От заявлений Путина стало так же страшно, как от произвола властей