Никола-Ленивец — уникальное место на карте страны. Арт-парк вырос вокруг маленькой деревушки за 200 км от Москвы. Сегодня сюда ежегодно приезжает около 250 тысяч человек, чтобы увидеть среди дикой природы необычные лэнд-арт-объекты. Это тот случай, когда территория искусства началась с идеи и личной инициативы отдельного художника (Николая Полисского), а потом постепенно стала востребованной точкой для культурного туризма. По словам куратора фестиваля «Архстояние» Антона Кочуркина, искусство превратило «депрессивную территорию, откуда все уезжали» в «рай на земле», место притяжения и развития региона. «Такой путь, пусть и долгий, но самый эффективный», — подчеркнул Антон. Однако без общественного пространства, услуг и сервисов сегодня не может обойтись ни одна арт-площадка, вне зависимости от того, где она находится — в столице, маленьком городе или глухой деревне. На «круглом столе» «Хлеба или зрелищ?» участники пытались понять, как найти правильный баланс между этими факторами. «Даже необычное блюдо может стать поводом для человека вырваться из обыденности, в чем и заключается одна из задач искусства», — сказал Иван Полисский, который вместе с отцом занимается развитием арт-парка «Никола-Ленивец».
Анна Трапкова, некогда занимавшая должность замдиректора по развитию Пушкинского музея, рассказала, что в ГМИИ только 5% площади являются общественными (имеется в виду гардероб, кафе, туалет и т.п.). Именно поэтому одному из крупнейших музеев России так необходима реконструкция, которая сейчас идет полным ходом. Люди должны иметь возможность получать не только пищу для ума, но и иметь возможность удовлетворить базовые потребности: отдохнуть, перекусить. В июле Анна возглавила Музей Москвы и еще ни разу не давала комментариев ни по поводу своего назначения, ни по поводу столь широко обсуждаемой свадьбы Собчак и Богомолова, которая прошла в музее. «МК» поинтересовался у Трапковой, почему светская дива со своим избранником выбрали именно этот музей для праздника и как в госучреждении приняли эту идею. Оказалось, однако, что Анна и сама узнала о свадьбе Собчак в день события.
— Мы узнали о том, что это свадьба, как и все остальные, в 12 часов дня из СМИ. И для нас это стало неожиданностью, — сказала Трапкова. — За несколько дней до этого к нам пришел наш давний партнер (очень уважаемая компания) и сказал, что хочет провести у нас культурно-просветительское мероприятие. Был заключен договор на его проведение, приложением к договору был сценарий, но по факту оказалось, что он не соответствовал действительности. Сейчас мы ведем переговоры об этих несоответствиях. Жаль, что нашему партнеру пришлось прятать свадьбу за непрозрачными формулировками.
Зал «загудел». Кто ахнул, кто нахмурился, кто засмеялся в голос.
— При этом, если проанализировать международную практику, мы увидим, что в английских и американских музеях проведение свадеб — популярная практика. В музее Виктории и Альберта, например, такое предложение размещено на официальном сайте. А в американских глянцевых изданиях среди лучших мест для проведения бракосочетаний лидируют три прекрасных музея. Что получил наш музей? Деньги. Необходимо ли дополнительное финансирование музею, который находится в сложном здании, требующем реставрации и приспособления к современным музейным условиям, — вопрос риторический. Все деньги, которые мы зарабатываем на проведении мероприятий, тратятся на выстраивание нормальной музейной работы.
— А какие ценности вы пропагандируете? Выходит, что музей — пространство для оргий? — возмутился один из слушателей, очевидно, имея в виду номер Собчак «Войди в меня», который вызвал весьма неоднозначную реакцию общественности.
— Ценности музея и Музей Москвы здесь не исключение, это сохранение и популяризация культурного наследия. У нас есть коллекция, посвященная Москве, 797 тысяч единиц хранения. Наша задача — рассказывать через эти предметы о таком прекрасном городе, как Москва.
Иван Полисский вступился за Трапкову и заодно за Собчак: «Люди поженились в музее. Это символ для остальных, что это место ценное. Наверное, они выбрали его из уважения. Просто на этом полу постояли люди с шампанским, а одна женщина была в белом платье. Надо делать больше свадеб в музеях!»
Автор идеи «Ночи музеев» Артем Калашьян вспомнил, что недавняя арт-акция проходила под лозунгом «Живи в музее»: «Мы призывали есть, спать, жить в музее. Была концепция «Свадьба в музее», и Андрей Бартенев должен быть там свахой. Но Департаменту культуры идея со свадьбами показалась неоднозначной, и от нее отказались. Но Бартенев все-таки стал свахой, только немного позже. Вообще, лучшие картинки из музеев делаются именно на свадьбах, это давно официальная и популярная во всем мире история». Словом, и тут Собчак отличилась, зато дискуссия на тему хлеба и зрелищ в контексте арт-площадки раскрылась в полной мере. Все начинается с искренней идеи, остальное «нарастает» после. Чтобы искусство стало драйвером места, как это произошло в Никола-Ленивце, нужна своя уникальная история. В этом смысле есть что-то общее между «дурацким праздником» Собчак (как она сама выразилась) и масштабными долгоиграющими арт-проектами.
Читайте также: "Родители Богомолова покинули свадьбу после непристойных танцев Собчак"