1–5 лет: «Ванькина штучка»
По наблюдениям детских психологов, в возрасте до 5 лет большинство детей замечают различия в физиологии мальчиков и девочек и задают соответствующий вопрос дома.
— Отдали четырехлетнюю дочку в садик, — рассказывает мама Инна. — И вскоре получили вопрос: «А что это у Вани в трусах за штучка?» Вроде законный вопрос, но мы все растерялись. Я ринулась к мужу, а он мне: сама отвечай, ты же мать! Смотрю, Даша-то наша прекрасно видит, как старших смутил вопрос про «Ванину штучку», и начинает еще больше интересоваться. Вот так и пробуждают в детях нездоровое любопытство! Пришлось срочно фантазировать, что девочек один аист приносит, а мальчиков другой, аисты берут их из разных мест, поэтому они разные. Даша пока этим удовлетворилась, но главные вопросы у нас еще впереди, есть время подумать, как отвечать…
Сегодняшние мамы и папы пытаются вспомнить, как сами узнавали «про это».
— Меня подруга в возрасте 4 лет просветила, что нас лепят из теста в специальных формочках, как куличики, — делится Ирина, которой сегодня под 30, — и на продажу в магазины. Для мальчиков одна формочка, для девочек другая. Мне этого объяснения лет до 12 хватило, такая была инфантильная!
— Мой папа был акушером-гинекологом, — вспоминает Евгения, у которой тоже подрастают два сына. — В нашей домашней библиотеке было много всего на деликатные темы. Лично я черпала информацию из этой литературы, как только научилась читать, а научилась очень рано. А до этого мама говорила, что меня нашли в капусте. Как человек с завышенной самооценкой, я не любила эту версию — меня, и вдруг в капусте!
— Мне в 3 года купили энциклопедию по половому воспитанию для детей, где все в картинках было объяснено, — вспоминает ныне 30-летняя Мария. — До сих пор перед глазами стоит одна из картинок в разрезе: мужчина, почему-то он был синий, на белой женщине, и его синий «прибор» протыкает почти насквозь. «А он ее не убьет?» — спросила я у мамы. На что мама объяснила, что в женском теле есть специальная дырочка. А книжку мою все ровесники рассматривали, как порножурнал, — ни у кого такой не было!
Многие родители, в том числе и звездные, активно обсуждают эту щекотливую тему в соцсетях. Некоторые мамы выступают за полную откровенность с детьми.
Например, Джессика Бил, жена Джастина Тимберлейка, уверяет, что начала просвещать их сына Сайласа с 2 лет: «Мы с Сайласом используем научные термины. Когда вместе моемся, я рассказываю ему, как устроено тело. Я понимаю, что, наверное, еще рано, но уверена, что стыдного в этом тоже ничего нет. Я просто объясняю ему, что он устроен так, а я иначе. Я уверена в том, что уважение к другим и к себе должно начинаться с самого раннего возраста».
Телеведущая Алена Водонаева считает, что надо объяснять как есть: «Быть ханжой, краснеющей от вопросов про секс и падающей в обморок от слова «писька», — верх тугоумия! Странно строить возвышенное лицо, когда дети хотят знать про секс. А уж если это ваши дети, то, простите, не от секса ли они появились? Не молчите, объясняйте, не осуждайте и всегда стучите, прежде чем войти!»
5–10 лет: «Петькины гадости»
— Наш сын Саша пошел в школу в 6 лет, — рассказывает 35-летний Анатолий. — Через неделю, когда мы с мамой расспрашивали его о школе, он вдруг сказал, что ему все нравится, кроме одноклассника Пети, который говорит гадости про его родителей. Оказалось, Петя решил объяснить ему, что делали родители, чтобы он, Саша, родился. И объяснил довольно-таки натурально и правдиво. Сашка обиделся и заявил, что его родители ничего такого не делают. А Петя сказал, что «все взрослые так делают детей». Пересказывая нам это, Сашка называл Петькины слова «гадостями», но сам смотрел на нас вопросительно. Мы с женой поняли, что сын ждет от нас опровержения или подтверждения, а промолчать сейчас — значит оставить вопрос открытым. И мы с женой на пару исполнили что-то вроде того, что, когда все в доме засыпают, мама с папой тоже ложатся в постель, крепко обнимаются и загадывают ребеночка. К сожалению, мы не были готовы, поэтому наше объяснение получилось невнятным, да еще мама некстати покраснела.
Многие родители ищут друг у друга советов в тематических чатах, заодно делясь полезным опытом и забавными историями.
«То, что дети берутся из магазина, срабатывает только до четырех лет, — пишет мать двоих, сегодня уже взрослых дочерей Елена. — А когда в детсадовской группе за одним мальчиком мама беременная стала приходить, пришлось срочно перестраиваться и говорить, что ребеночек берется из животика мамы».
— Старший сын спрашивал, откуда дети берутся, лет с трех, — рассказывает мама двух сыновей Евгения. — Я объясняла, что, мол, каждый человек состоит из клеточек. Мамина и папина клеточки соединяются, делятся пополам, в мамином животике растет новый организм. Сначала человечек как рыбка — с хвостиком. А постепенно становится все больше похож на человека. К счастью, вопрос, каким образом папина клеточка попадает в животик к маме, пока не возник. А когда вопрос в лоб задаст, дам умную книгу. Младший сын в три года думал, что малыш выходит из земли, прорастает, как росток. Сейчас, когда старшему 8, а младшему 5, я информацию частями выдаю, по требованию. Сегодня оба знают, что в яичках у них семечки, из которых потом получатся детки.
— Когда сыну было лет 8–9, — вспоминает Вероника, — я спросила, знает ли он, откуда берутся дети. Он ответил: «Да знаю, мам, и мне это очень гадко!»
Даже известные мамочки не гнушаются консультироваться по деликатным вопросам в соцсетях.
Например, актриса Екатерина Волкова, столкнувшись с вопросом дочери Лизы, откуда берутся дети, попросила совета у своих подписчиков в Инстаграме, а потом поделилась результатом: «Я сказала, что когда мама и папа друг друга сильно любят, наступает наивысший момент счастья, когда Вселенная останавливается, вы долго смотрите друг другу в глаза, и Боженька видит вашу большую и сильную Любовь! И посылает ребеночка. Еще совсем только крохотного — в виде эмбриончика. И если чувства большие и проверяются не одним этим счастливым мигом, но и в горе и радости, эмбрион начинает расти, и через 9 месяцев он вырастает в младенца, который маякует — все, я созрел! Меня можно доставать! И сучит там внутри ножками и ручками. И начинаются роды». Лизу объяснение устроило.
Своим подходом к обсуждению с детьми щекотливых тем телеведущая Тутта Ларсен делится в своем Инстаграме: «Вывести тему секса из контекста стыда и непристойности на уровень нормы и снять нездоровый ажиотаж мне помогали «официальные» термины… Все эти научные слова хороши для рассказа ребенку о сексе, потому что не вызывают непристойных ассоциаций. Легализуют тему. Плюс правила. Как и с едой: мыть руки, обрабатывать продукты термически, есть не на полу и не руками и т.п. В сексе есть свои правила, в том числе и гигиенические. Какие именно — это правила вашей семьи».
Певица Ирина Салтыкова вспоминает, как «объяснилась» со своей дочерью Алисой при помощи книги: «Однажды увидела в магазине книжку о сексуальности, о том, что родители должны все объяснять детям, с надписью «Для детей с 7 лет». Я купила и в семь лет Алисе эту книгу дала».
10–14 лет: «Что это со мной?»
— Как-то я заметила, что сын ходит как в воду опущенный, — делится мама 14-летнего Игоря. — На вопросы не отвечал несколько дней и выглядел все более подавленным. А потом не выдержал и говорит: «Мама, я, кажется, болен!» Оказывается, муж не предупреждал его о ночных поллюциях (непроизвольное семяизвержение. — Авт.)! А я, признаться, понадеялась, что отец и сын обсудили это без меня, в мужском кругу. Пришлось объяснять как умела. Игорь сказал, что сам посмотрел бы в Интернете, но он даже самого слова «поллюция» никогда не слышал. Странно, конечно, что друзья не просветили. Хотя он довольно закрытый мальчик, скорее всего, такие темы он с товарищами не обсуждает.
Девочки-подростки чаще обсуждают друг с другом особенности своего взросления, но и их мамы порой попадают впросак.
— Я, конечно, рассказывала дочке о том, что скоро у нее начнет увеличиваться грудь и придут месячные, — рассказывает мама 13-летней Оли. — Но как-то упустила тему волос, появляющихся в этот период подмышками и на ногах. И в результате однажды дочь пришла ко мне в слезах. Оказывается, она рассмотрела меня, ничего подобного не обнаружила и решила, что такое «уродство» только у нее. Удивительно, ведь по ТВ столько рекламы про эпиляцию! Пришлось наверстывать упущенное. Жаль, что дочка уже успела пережить стресс на эту тему, а все из-за моей недальновидности.
Родители на форумах единодушны в том, что предупреждать подростков о физиологических изменениях их тела и организма необходимо. Но часто затрудняются, как поделикатнее это сделать.
— Я до сих пор вспоминаю свое потрясение от маминой «заботы»! — признается ныне 29-летняя Алла. — Мама никогда со мной не говорила ни о месячных, ни о ПМС. О первом меня предупредила бабушка, о втором — подруги. Зато когда лет в 15 я чем-то отравилась и меня тошнило, мама пришла в мою комнату и предложила «поговорить по душам». После чего спросила, не беременна ли я! Я тогда очень на мать обиделась. Если хочешь доверительные отношения с дочерью, начинай с самого начала, предупреждай о том, что будет, поддерживай. А не тогда приходи, когда испугалась, что дочка залетела!
Главный внештатный психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе поддерживает пилотный проект «основ сексуального воспитания» и уверен в том, что детей необходимо сексуально просвещать в школе, в том числе предупреждая о том, как с возрастом станет меняться их организм: «Многие родители детям ничего не рассказывают. Особенно девочкам — о том, что у них должны появляться менструации. А девочки страшатся этого. Мальчики-подростки должны быть готовы к тому, что этим летом у них должны появиться прыщи, оттопыриться уши, начнет ломаться голос. То же самое касается и девочек, у которых меняются формы. И должен быть психолог, который скажет: это нормально, это должно быть, вы растете».
Певица Маргарита Суханкина вспоминает, как сама со всеми вопросами «про это» шла во двор: «Старшая сестра моей подруги училась в мединституте, дома у них всегда была литература о строении человека, и все свои первые знания мы черпали оттуда. К сожалению, в те времена ни у учителей, ни у родителей было не принято разговаривать с детьми на такую тему. А если взрослому даже задашь вопрос, то получишь ответ про «капустные грядки», а то еще и отругают за излишнее любопытство. Поэтому со всеми вопросами — во двор! Честно говоря, сейчас я и сама не готова рассказывать своим детям всю правду. Родителей можно понять: они могут стесняться, подбирать неправильные слова. Мне кажется, это дело следует доверить профессионалам. И классно было бы не только детям давать «уроки полового воспитания», но и их родителям объяснять, как доносить эту информацию до чад».
14–18 лет: «Мама, это любовь?»
Иногда на вид подростки кажутся очень взрослыми, но по сути еще остаются детьми. И недетские вопросы из их уст ставят родителей в тупик.
— Мы с дочерью всегда откровенно обсуждали все вопросы пола, — вспоминает мама 15-летней Светы. — Но недавно она задала мне вопрос: «Мама, а правда, что мужчину можно удержать только сексом?» У меня случился ступор! Вроде бы объяснить, что такое любовь, не сложнее, чем рассказать про физиологию интимных отношений. Столько литературы, фильмов на эту тему. Но как только начинаешь объяснять, сама слышишь, что говоришь фальшиво и напыщенно. Я сказала лишь, что удерживать мужчину, который тебя не любит, не стоит… А дальше запуталась.
В «мамском» форуме рассказывают, как 16-летний сын огорошил отца заявлением: «Парни говорят, что если с девчонкой хочется встречаться больше двух недель, значит, любовь настоящая и уже можно с ней спать. А мы с Катей уже третью неделю ходим гулять».
В обоих случаях своими вопросами подростки как бы приглашают родителей разделить ответственность по поводу отношения к половой жизни. И здесь важно не скатиться к морализаторству, а донести до чада важность, ценность и прелесть истинных чувств, проверяемых временем. Увы, по их собственному признанию, далеко не все родители достойно справляются с этой задачей.
Детский психотерапевт Евгения Дрозд — по семейному статусу мама девятиклассницы и поддерживает идею полового просвещения в школе:
— Я не вижу ничего плохого в новом предмете — по крайней мере, в том виде, в каком он пока заявлен. Я сама окончила школу в 1987 году, и последние два года (9–10-й класс) у нас был предмет «Этика и психология семейной жизни». Подозреваю, что сегодняшняя «Психология» — некий ренессанс той дисциплины конца 80-х. Мы очень любили этот предмет, потому что там с нами откровенно говорили о том, о чем умалчивали родители и шептались сверстники. Конечно, сегодня дети и подростки получают куда больше информации «про это» из Интернета, ТВ и прочих «свободных источников». Но, на мой взгляд, она сопоставима с той «улицей», откуда черпали информацию мы, и точно так же подлежит грамотному толкованию. У нас была симпатичная молодая «этичка», окончившая нашу же школу, которая рассказывала нам об особенностях полового созревания (для этого девочек и мальчиков разделяли), а на общих уроках читала вслух Бунина и другие рассказы о любви, пробуждавшие самые тонкие струны души. Столько лет прошло, а мы, встречаясь с одноклассниками, до сих пор вспоминаем те уроки с благодарностью.
— Мне кажется, что многие родители недооценивают или неверно толкуют сам смысл уроков полового просвещения, — считает психолог-практик Елена Пиховкина. — Новый предмет введен для того, чтобы обеспечить детям безопасность — в том числе и в общении со сверстниками, в обществе, в Интернете. Не случайно в дисциплину «Психология» влились и преподаваемые ранее отдельно ОБЖ — «Основы безопасности жизнедеятельности». А чтобы предостеречь ребенка, его надо вооружить знаниями, которые на специальных уроках донесут до школьников специально обученные люди. Далеко не каждый родитель может самостоятельно внятно просветить чадо по поводу анатомии человека, особенностей полового созревания, беременности и родов, заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП) и борьбы с ними, необходимости контрацепции, сексуальной ориентации и этики взаимоотношений с партнером. А это и есть то самое «половое воспитание», которое в итоге получают все дети, но только одни формальным путем (в школе, из книг, от грамотных родителей), а другие неформальным — от сверстников, во дворе, в лагере, а сегодня главным образом в Интернете. И какой именно будет эта «неформальная» информация и как она повлияет на вашего ребенка — неизвестно! Я бы доверила этот деликатный вопрос профессионалам.
Профессор сексологии Евгений Кащенко, предвидя затруднения российских родителей, собрал все взрослые ответы на детские вопросы в одну книгу, написанную им в соавторстве с коллегой А.Н.Котенёвой «Половое воспитание детей и подростков».
Согласно мировой статистике, в странах, пропагандирующих сексуальную грамотность среди несовершеннолетних, существенно ниже количество подростковых беременностей, родов, абортов и венерических заболеваний. Рассмотрим географию полового просвещения.
В Германии половое воспитание обязательно для всех школьников, знания по всем гендерным вопросам маленькие жители страны получают с самых младших классов. В начальной школе используются мультфильмы и книги с картинками, иллюстрирующие различия между мальчиками и девочками и рассказывающие, как у них во взрослом возрасте появляются дети. Затем добавляются документальные фильмы и лекции об особенностях пубертатного периода и взросления, о выстраивании первых отношений, о недопустимости насилия. В старших классах подросткам подробно и наглядно рассказывают о беременности и абортах, венерических болезнях и контрацепции, гомосексуальности и рисках, с нею связанных. По «половому воспитанию», как и по другим предметам, в немецких школах ставят оценки, проводят контрольные и экзамены.
Самым низким в мире уровнем беременностей и ЗППП у подростков могут похвастаться Нидерланды. Свои первые знания по половому вопросу юные голландцы получают в возрасте 4–7 лет, начинается просвещение с информации об особенностях тела. Дошкольникам и младшим школьникам демонстрируют обучающие мультфильмы, в старших классах сексуальное воспитание является частью курса биологии.
Более 40 лет сексуальное просвещение — часть школьной программы во Франции. С 8-го класса во французских школах отводится на этот предмет 40 часов, особое внимание уделяется контрацепции и уважению к партнеру и его чувствам.
В Великобритании в ходу несколько вариантов программы полового просвещения (для светских и религиозных школ), и везде она добровольная — каждый родитель может письменно освободить своего ребенка от посещения таких уроков. Для тех, чьи родители не против, проводятся лекции о физиологии половых отношений и беременности, курс не предусматривает контрольных и оценок. Вопросы контрацепции и безопасного секса учитель может поднять, отвечая на вопросы класса. Если верить социологическим опросам британских подростков, они сами стремятся получать в школах больше информации по вопросам пола.
В США программа полового просвещения школьников зависит от штата, типа школы и от руководства школы. В американских школах с «полным циклом полового воспитания» ученики с 3-го класса получают сведения о различиях между полами, беременности, родах и абортах, заболеваниях половой сферы, контрацепции, сексуальной ориентации, насилии и пр. Существуют в Америке и школы, где курс сексуального воспитания именуется «ограниченным воздержанием», — как правило, это связано с религиозной принадлежностью семей, чьи дети посещают данную школу. «Ограниченный» курс занимает всего два года в старших классах и сводится к «внушению воздержания» — тому, что в интимные отношения до законного брака вступать нельзя. Однако последствия такого шага учитель не уточняет и не описывает.
В школах Китая, Японии и ряде стран Юго-Восточной Азии (Таиланд, Филиппины, Сингапур, Малайзия) упор делается на изучение физиологии процесса интимных отношений. Считается, что дети должны это знать, чтобы злоумышленники не могли воспользоваться их неведением. Физиологические сведения дополняются информацией о рисках для здоровья. Что касается высоких чувств, предполагается, что о них маленькие азиаты узнают из курса литературы.
В странах Африки школьников никогда не просвещали по половым вопросам, пока не столкнулись с эпидемией ВИЧ. Тогда на помощь африканским школам пришел Красный Крест с программой снижения роста заболеваемости СПИДом и подростковых беременностей. С тех пор в течение уже 30 лет африканские школьники получают необходимые сведения по безопасности секса — правда, не от отечественных педагогов, а от добровольцев из общественных организаций.
Ровным счетом никаких знаний по вопросам пола и безопасности интимных отношений подрастающему поколению не дают в Бангладеш, Непале и Пакистане. Подобных предметов нет ни в школах, ни в вузах.
Ну а мы со своим пилотным проектом «основ сексуального воспитания» в школах сейчас решаем, к кому из них присоединиться.