Сторонники пришествия теологии в светское образование России мотивируют свою позицию тем, что практически все ведущие европейские университеты возникли 700–800 лет назад на основе кафедр теологии. С исторической точки зрения они бесспорно правы. Но ведь и современная химия выпестовалась когда-то из алхимии. Так стоит ли на этом основании вводить в современных университетах кафедры и факультеты алхимии?
Вопрос дискуссионный. Однако 51 духовное и светское учебное заведение уже объединились в НОТА, уточнил президент этой ассоциации, председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Волоколамский Иларион. И появление теологии в светских вузах, подчеркнул он, является не чем иным, как «велением времени».
Примечательно, что теология, подчеркнул он, это вовсе не религиоведение, ибо в отличие от последнего «теология не предполагает критики религиозных традиций, а дает взгляд на эти традиции изнутри, и не может быть ни многоконфессиональной, ни внеконфессиональной». Более того, даже диссертационные советы, открывшиеся в вузах, где введена теология, также являются моноконфессиональными, чтобы, по словам Илариона, «не провоцировать конфликтов между представителями разных конфессий». Многоконфессиональны лишь экспертные советы ВАК.
Задачи теологии в светских вузах многогранны. Это и борьба с «возникновением духовного вакуума в школах и вузах», и проекты по популяризации среди детей и молодежи религиозных текстов (к примеру, написание Детской Библии на языке, понятном поколению Z с его клиповым мышлением). Но главное — это подготовка кадров, которые понесут свои теологические знания во все институты российского общества от органов управления до средней школы. Именно этим кадрам предстоит преподавать как нынешний предмет ОРКСЭ, так и в перспективе его продолжение в виде основ духовно-нравственной культуры народов России, преподавание которых планируется распространить на всю среднюю школу. К слову сказать, противопоставление ценностей «своей» системы образования «гнилым» западным России хорошо известно. Его квинтэссенцией стала знаменитая триада министра просвещения николаевской России Уварова — «самодержавие, православие, народность». Тогда же глава III (жандармского) отделения канцелярии его императорского величества Николая I Дубельт писал: «Истинное просвещение должно быть основано на религии, тогда оно и плоды принесет сторицей. А когда просвещение религии не знает и не хочет, а только опирается на дикий бездушный эгоизм, так и плоды будут адские». Однако, как мы знаем из истории, горькие плоды принесло следование этой идее — разгром России в Крымской войне из-за роста ее отставания от ведущих мировых держав.