Росприроднадзор в свою очередь подтвердил, что в непосредственной близости от аэропорта находится несанкционированная свалка. В ведомстве отметили, что против компании «Вымпел К», на территории которой находится свалка, возбуждено дело по статье 17.7 КоАП («Невыполнение законных требований прокурора»), так как она не заплатила штраф и не ликвидировала свалку. Подробнее о результатах проверки «МК» рассказала научный руководитель АНО «Равноправие», в прошлом начальник Управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова.
— Наталья Романовна, рядом с аэропортом обнаружены свалки?
— Легальные полигоны отходов рядом с Жуковским не эксплуатируются. Однако в ходе рейдовых осмотров территории — причем на протяжении нескольких месяцев — неоднократно выявлялись стихийные свалки. Есть факты внесения прокурорского представления по результатам проверок с требованием запретить размещение отходов на подобных объектах, обязать эксплуатирующие организации провести работы по рекультивации земельного участка, а также ликвидировать свалку путем осуществления вывоза с территории полигона отходов.
— Эти представления оставлены без внимания?
— Как видите.
— Какое наказание предусмотрено для тех, кто засоряет территорию?
— Собственнику загрязненного земельного участка грозит административный штраф до 250 тысяч рублей. Если же собственник данного объекта не установлен, отвечать за это будет администрация муниципального органа.
— Существуют полигоны, которые не привлекают птиц, например, свалки строительного мусора. Их можно строить поблизости от воздушных гаваней?
— Теоретически можно. Организация, которая планирует строить и эксплуатировать полигон отходов, должна оформить заявку в территориальное управление Росавиации на согласование строительства объекта в пределах приаэродромной территории гражданского аэродрома. Оператор аэродрома должен выдать соответствующее согласование об отсутствии возражений против размещения полигона на предложенном земельном участке.
— Почему о нелегальных свалках городские власти не всегда знают?
— Утвержденная территориальная схема по обращению с отходами столицы не предусматривает межрегиональных потоков в части захоронения отходов на территории Московской области. Но по факту часть ТКО Москвы и Подмосковья оказывается на нелегальных свалках, в том числе расположенных вблизи аэропортов.
— А кто должен отслеживать наличие птиц в границах взлетной полосы и на кого возложена функция их отпугивать?
— В соответствии с п. 4.2.3. Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 26.12.1988 № 209, устранение причин концентрации птиц на приаэродромной территории осуществляется работниками местных хозяйственных органов на договорных условиях. Что входит в эти мероприятия? Ликвидация в радиусе 15 км от аэродрома строительства свалок пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали взлетно-посадочную полосу и подходы к ней.
— В ближайшем будущем мы можем быть уверены, что все подобные нелегальные полигоны ликвидируют?
— Честно говоря, вызывает опасение то, что подобные свалки, даже в отсутствие необходимых разрешительных документов (в частности, согласований Росавиации) могут быть в ближайшее время легализованы и продолжать работу до 1 января 2023 года, в соответствии с приказом Минприроды России от 14.05.2019 №303.
— Что это за приказ такой?
— Он дает возможность легализовать несанкционированные свалки. Любой муниципалитет или хозяйственный собственник может оформить заявление о включении полигона, расположенного на его территории, в перечень объектов размещения ТБО.
Читайте также: «Эксперт предупредил о надвигающейся на столичные аэропорты «птичьей» опасности»