Касаясь темы ЕГЭ, которая стоит на первом месте по актуальности, Ямбург пояснил, что вначале сам являлся горячим противником единого госэкзамена, особенно в части гуманитарных предметов. Однако ЕГЭ с годами стал совершенствоваться, «угадайка» исчезла, появились задания вроде написать эссе... «Весь мир этим пользуется, — заметил педагог. — У ЕГЭ есть бесспорный плюс — он снимает вопрос коррупции и обеспечивает независимую «приемку» знаний школьников. Вместе с тем большой минус — это стресс, особенно в регионах, где часто и родители, и учителя накручивают детей... .
— Как психологически подготовить ребенка к школе, к первому классу?
— Сегодня дошкольное образование становится уровнем образования, если раньше в садиках упор делался на присмотр и уход, то сегодня детсадовцев приобщают к научной и проектной деятельности. Это полезно, у малышей развивается речь, а если ребенок удачно выступил и его похвалили — у него повышается уверенность в себе. Это другое поколение, такие дети органично идут в школу, не чувствуют перемены.
Родителей также волновал вопрос ношения в школах формы. Евгений Ямбург считает, что школьная форма — это хорошо, но она должна быть необременительной, с возможностью комбинировать ее с другой одеждой, обязательной в ней должна быть только школьная эмблема. «Я за школьную форму, но против унификации, чтобы всех подводить под единый стандарт», — отметил он. Заслуженный учитель уверен, что учителя в принципе не имеют права ругать школьников за внешний вид, будь то пирсинг или разноцветные волосы... «Это индивидуальное пространство ребенка!.. Мне смешно, когда учителя гоняют ребенка за крашеные волосы, ведь важно, что у школьника в голове, а не на голове».
— Как быть со школьным буллингом, с травлей детей одноклассниками?
— Огромная проблема, причем так было во все времена, но сегодня травля переместилась в Интернет, что особенно опасно и может довести ребенка до сведения счетов с жизнью. Чуткий учитель должен сразу увидеть, что с ребенком что-то не то, должен вовремя заметить тревожный сигнал, а для этого у педагога должны быть доверительные отношения со школьниками. Я учу своих ребят не передавать друг о друге гадостей и проходить с улыбкой мимо тех, кто тебя пытается травить: если не обращать на них внимания, то у врагов скоро пропадет интерес.
— Ваше отношение к школьным психологам?
— Обеими руками «за», они особенно важны в наше время, когда психика детей страдает от агрессивного контента Интернета и телевидения. Но здесь существует проблема — когда начинается процесс оптимизации в школе, сокращают в первую очередь психолога и дефектолога... Другое дело, что 1 психолог на 800 детей — это, конечно, бред.
Что касается использования гаджетов в школах, то тут Ямбург напоминает: никакой нормативной базы на этот счет не существует. Педагог придерживается того мнения, что в руках умного учителя гаджет — это прежде всего инструмент обучения. Запрещать смартфоны — это не выход, запретный плод сладок.