МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Пассажирка рухнувшего самолета рассказала о первых секундах после приземления

Многие отказались лететь в Крым другим рейсом

Чудо в кукурузном поле — неплохое название для будущего блокбастера, не так ли? Ведь Федор Бондарчук уже заявил в четверг, что о ЧП в небе над Подмосковьем нужно снимать кино. Кино, посвященное подвигу экипажа А-321, спасшего и свои жизни, и жизни 226 пассажиров.

Неясно, правда, найдется ли в этом фильме место для рассказа о виновниках авиапроисшествия. Нет, речь пойдет не о крылатых нарушителях воздушного пространства. А о тех, кто в принципе допустил столкновение аэробуса, вылетавшего в Симферополь из аэропорта «Жуковский», со стаей птиц.

Вот что выяснил «МК», проведя мини-расследование:

• местные коммерсанты захламляли землю под воздушным коридором;

• средств на орнитологическую службу выделялось хоть и много, но недостаточно;

• нестандартная посадка была единственным шансом спасти самолет и людей.

Фото: Соцсети

Рейс «Уральских авиалиний» на Симферополь был ранним. 226 пассажиров начали посапывать уже под знакомое «пристегните ремни, приведите спинки кресел в вертикальное положение», как вдруг... Это «вдруг» случилось еще при разбеге, в 6.10 утра. Хлопок — и странная вибрация.

О том, что происходило дальше, рассказывают сами пассажиры.

— Наши с мамой места были в носу самолета — в четвертом ряду, — вспоминает 31-летняя Кристина Тихомирова. — Примерно через 3 минуты после того, как он начал набирать высоту, мы почувствовали странные толчки и услышали странные звуки. Нечто похожее происходит в машине, когда ты не можешь переключиться с одной передачи на другую.

Аналогичные показания дали и другие пассажиры.

— Мы были в начале самолета, в 6-м ряду, — рассказывает Ольга Шаврова. — Это далеко не первый мой полет, я летаю достаточно часто. Так вот при взлете были звуки именно глохнущего двигателя, как будто машина не заводится: бум-бум, глохнет. Таких звуков было 10, на 8-м мы начали снижаться. Всего две минуты, когда мы ехали на взлетную полосу. Я смотрю на маму — она бывший инженер авиации, по ее лицу понимаю: что-то не так. А дальше... Минута страха. Но это по моему мнению, у всех пассажиров немножко разные воспоминания. Всю хронологию падения самолета я рассказать не смогу, потому что в какой-то момент на долю секунды закрыла глаза. Не хотела создавать внутри себя паники. Я помню, что мы взлетаем, а через долю секунды начинается этот звук, мы набираем высоту не очень быстро.

Смотритель радиомаяка, расположенного в непосредственной близости от места приземления А-321, описал свои ощущения — в основном звуковые, но тоже яркие.

— Был такой звук, как будто каток упал с грейдера. А потом услышал звук, характерный для заглохшего двигателя, — в авиации это явление называется «помпаж».

— Самолет быстро пошел на снижение, — продолжает Кристина, — причем плавно и легко. Сел на пузо и поскользил вперед.

— Неужели все пассажиры сохраняли спокойствие во время падения?

— Многие вскрикнули в момент первого столкновения с землей, конечно, очень страшно, — рассказывает Ольга. — Дальше не было криков, все были молодцы, спокойно вышли. Никто не бегал по салону, не доставал сумки.

— После остановки тут же открылись двери, мы по надувным трапам съехали вниз и ломанулись по кукурузному полю что было духу, — добавляет Кристина.

— Многие пассажиры во время жесткой посадки получили травмы. Вы тоже пострадали?

— Я у себя заметила только синяк на руке. А моя мама при посадке не успела закрыть лицо руками и ударилась носом о переднее кресло. У нее довольно сильный ушиб.

— Перед взлетом или во время него вы видели птиц на аэродроме?

— Никаких птиц не видели.

— Вам оказали медицинскую помощь?

— Мы отказались от нее, но вокруг было много людей, которым она потребовалась. «Скорые» прибыли очень быстро. Они ждали пассажиров на краю кукурузного поля. А нас отправили в аэропорт, здесь в течение нескольких часов получили ручную кладь — сумки из салона самолета. Багаж, как нам объяснили, доставят в течение 12 часов по домашнему адресу, а живем мы в Жуковском, близко отсюда.

— А куда вы планировали лететь и полетите ли снова?

— Мы решили провести отпуск у родственников в Феодосии, но теперь уже отказались от этих планов. Нам предлагали поменять билеты на другой рейс, который из «Домодедово», но мы предпочли забрать деньги.

— Их вернули по безналу?

— Нет, наличными. Для этого пришлось отстоять очередь к столу представителей авиакомпании. Им нужно было предъявить посадочные талоны, и мы распечатали наши билеты из моей электронной почты. Сотрудники компании забрали эти распечатки, а нам вернули все до копейки.

— Больше лететь не захотите?

— Не знаю. Мы пока не отошли от случившегося. Но при этом счастливы, что остались живы. Экипаж самолета — профессионалы высочайшего уровня. Они посадили самолет до того, как на борту началась паника. Все случилось так быстро, что мы даже не успели понять, что происходит.

Мы побывали на месте аварийной посадки. Огромное кукурузное поле окружено сотрудниками полиции. Вторая, естественная граница — огромная раменская пойма.

Под ногами чавкает земля, везде болото... Здесь очень мокро — ночью прошел ливень. К счастью, никто из пассажиров уже после спасения не увяз в болоте — командир воздушного судна направил их в обход, по узкой тропинке вдоль поймы.

Неожиданно ростки кукурузы закончились — находим место, где самолет коснулся земли. На ростках капельки авиатоплива. Замечаем, что «тормозной путь» аэробуса очень короткий, от силы метров 300. Немудрено — А-321 сел на брюхо.

Вся «посадочная полоса» (точнее, фрагмент кукурузного поля) усеяна небольшими деталями лайнера. Эксперты, которым мы показали обломки, были единодушны — это части двигателя.

Читайте также: "Героическая стюардесса с приземлившегося в поле самолета училась на бухгалтера"

В результате аварийной посадки самолет усеял поле деталями фюзеляжа: фоторепортаж

Смотрите фотогалерею по теме

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах