Если бы вы пришли на мастер-класс участников будущей выставки, то увидели бы две фигуры — мужскую и женскую. Издалека могло показаться, что это манекены, обтянутые какими-то серыми пенопластовыми трубами. На самом деле это две противоположности, инь и ян, основа темы, на которую и фантазируют пенсионеры.
— Роман, у меня закончилась белая краска, где ее взять?
— Рома, как мне мою работу закончить, может, вот тут строчку пустить?
— Роман, вот эту шляпку мы как разместим?..
Художника, скульптора и перформансиста Романа Ермакова окружает с десяток дам в «золотом» возрасте. На самом деле это не первый их мастер-класс, почти все работы уже готовы: осталось только внести последние штрихи перед предстоящей выставкой.
Роман Ермаков — яркий человек. Не только потому, что среди серых фигур он единственный в ярком, как газетные вырезки, костюме. Скорее благодаря своим работам. Это на предстоящей выставке в «Зарядье» основными цветами его композиции будут серый, белый и черный. На деле же костюмы-скульптуры, которые Роман создает из утеплителя, ткани и подсветки, — максимально яркие и необычные. На работу в таком костюме не пойдешь — в общем, далековато от классики. Но, как оказалось, можно легко найти точки соприкосновения новаторского художника и московских бабушек.
...Первый вопрос, который задаешь, попадая на мастер-класс: «А что здесь происходит?» Помимо тех самых манекенов, которые замечаешь сразу, на столах разложены круглые картины на совершенно разные темы: созвездие Тельца и двое пришельцев, русская березка и шляпка, украшенная перьями…
— Эти две скульптуры — мужчина и женщина — центр всей экспозиции, — разъясняет Роман Ермаков. — Это два дерева, на которых будут вырастать плоды наших талантов. Мы постарались совместить мой художественный опыт и старания всех, кто пришел. Скульптуры, а точнее — костюмы, сделаны в моей технике из утеплителя. Я работаю с этим материалом, делаю скульптурные и архитектурные костюмы. Обычно я обтягиваю его тканью, получается более сложно и интересно. Здесь у нас немного времени, поэтому решили поработать с чистым материалом, без ткани. Остановились на нем, потому что он помогает легко добиваться скульптурности. А участники умеют совершенно разные вещи: кто-то пишет, кто-то маслом рисует, кто-то делает работы из лент, кто-то использует акварель, кто-то гуашь…
Организаторам пришлось решить сложную задачку: соединить специфическую технику Романа и богатый жизненный опыт совершенно разных участников мастер-класса. В итоге решили, что финалом станет некое дерево жизни, стволом которого будут фигуры мужчины и женщины, а на ветках расположатся работы участников.
— В целом у нас не было ограничений по теме, — рассказывает Роман. — Было бы здорово, если бы все могли сделать работы на тему нашего нового знакомства. Поэтому кто-то взял тему космоса и мужчины и женщины, кто-то продолжил свою линию.
Пока Роман рассказывает об основной идее, участники вьются вокруг мастера, совсем не по-пенсионерски бегают по лаборатории, доделывая свои картины. Например, Галина Петровна занимается декупажем с 2012 года, ведет занятия в ЦСО своего района. На деле же ее композиции не отличить от картин: Одри Хепберн в окружении цветов, красочный пейзаж или зайка как живой. Для выставки в парке «Зарядье» она создала картину в черно-белых цветах с русской березкой. Действительно картину: от нарисованной ее не отличишь.
— Неужели это правда декупаж? — удивляют бабушки-коллеги по проекту. — Красиво! Как вы так сумели?
— Ох, все вам расскажи да покажи, — кокетничает Галина Петровна. — Это салфетка плюс подрисовка, я сама придумала. С помощью грунтовки делается нижний слой, наклеивается салфетка и подрисовывается. Это техника для тех, кто не умеет рисовать.
Удивительно, что при большом количестве и отличном качестве работ у Галины Петровны не было крупной выставки. Можно сказать, что «Зарядье» — первый для нее выход в люди.
А есть среди участников и настоящие профессиональные художники, для которых подобные показы — скорее рутина, чем редкость.
— Надежда, помогите мне, я одна точно не справлюсь, здесь двое нужны, — просит Белла свою коллегу. Вместе они создают нечто совершенно иное и не похожее на работы других участниц — но в стилистке мастера проекта Романа Ермакова.
— Это инь и ян, — объясняют Белла и Надежда за работой: одна красит рыбке белым чешуйки, другая приклеивает строительным пистолетом нечто вроде рамки для рыбьего тела. — Беленькая рыбка — это девочка, черненький — это мальчик. Исходя из общей темы, это слияние двух противоположностей, мужчины и женщины...
Белла и Надежда единственные из всех участник работают с тем же материалом, что и Роман, — утеплителем. Говорят, что это вовсе не сложно — нужен только навык. «Строительным пистолетом я раньше пользовалась, — говорит Надежда. — Тут главное не обжечься, надо быть внимательнее».
Про себя пенсионерки скромно говорят, что они люди творческие — как и все тут.
— Я художник-архитектор, — признается Белла. — У меня было 17 выставок, сейчас тоже выставляются работы.
— А я тоже на пленэрах участвую от «Московского долголетия», и на выставках мои работы есть, — подхватывает Надежда. — Все мы тут талантливые...
Больше всего шума и обсуждений было вокруг работы Марины Ярцевой: как прикрепить, что оставить, какой цвет выбрать. Пока что у нее есть только свалянные из шерсти колечки и нечто круглое, похожее на беретку. Но скоро это станет одним из самых необычных перифразов Гауди.
— Я была в Барселоне и влюбилась в этот город, — рассказывает Марина. — Гауди — это что-то необыкновенное. Мы объездили всю округу, где есть его работы. И вот это меня натолкнуло: почему бы не воплотить его работы здесь? Я вспомнила сделанный им дверной глазок, похожий на пчелиные соты, только круглые. В итоге я придумала, как сделать эти соты из шерсти. Сегодня с Романом мы обсудили цвет и фактуру, теперь я возьмусь за работу.
Оказалось, что до выхода на пенсию Марина работала инженером-экономистом и, как все советские женщины, что-то вязала и шила. Теперь же, в рамках программы «Московское долголетие», вплотную занялась творчеством.
— На других занятиях мы учились так называемой шерстяной акварели: из шерсти, ниточка к ниточке, выкладывается рисунок. На первом уроке делали ирисы, а на второй я уже принесли две готовые картины — преподаватель аж ахнула!
...На первый взгляд вся концепция может показаться странной или слишком сюрреалистичной — особенно для пенсионеров. Но на самом деле каждая такая картина — зеркало, отражающее большой жизненный опыт каждого участника проекта. И молодому преподавателю есть чему у них поучиться.
«Наш арт-проект доказывает, что в творчестве и в искусстве не существует возраста. Любой человек может научиться рисовать и освоить совершенно новые техники и стили, работая с признанными мастерами, чьи работы выставлены в лучших галереях России и мира. Каждый участник здесь чувствует себя экспериментатором, не боится открывать сердце новому и иногда непонятному, начинает разбираться в современном искусстве. Уверен, что в творческих лабораториях представители разных поколений учились друг у друга. Здесь сложились не только творческие, но и дружеские союзы людей, которые взаимно обогащают друг друга», — рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Владимир Филиппов.