По данным ПФР, у нас в стране 453,1 тысячи инвалидов-колясочников. Общая цифра, в ней и дети, и взрослые.
До прошлого года инвалиды могли получать за счет государства два кресла – для квартиры и для прогулок. Это оправданно, поскольку разные модели кресел различаются функционально. Для квартиры нужны легкие, на ручном приводе, а для улицы – основательные, с толстыми шинами и электрическим приводом.
С 2018 г. государство обеспечивает инвалидов только одним креслом. Поэтому многие из тех, кто получил инвалидность до 2018-го, имеют по два кресла, а те, кто после, только одно.
«Невозможность предоставления инвалиду одновременно кресла-коляски с электроприводом и с ручным приводом, на наш взгляд, может нарушать права наиболее социально активных инвалидов. Использование только кресла-коляски с ручным приводом на улице из-за ее технических возможностей не позволит инвалиду передвигаться самостоятельно на дальние от дома расстояния», - замечает Счетная палата, и с ней трудно не согласиться.
В 2017 г. колясками были обеспечены 78% обратившихся инвалидов. В 2018 г. - 77,6 %. 35,1 тыс. инвалидов на конец 2018 г. оставались без кресел и продолжали их ждать.
«В Рязанской области инвалид может ожидать кресло-коляску до 384 дней, в Тамбовской области - до 272 дней. В Саратовской области более 74% кресел-колясок в проверяемый период были предоставлены в течение 300 дней».
Модель кресла, которая подходит для конкретного инвалида, определяется медико-социальной экспертизой. Для этого проводится анализ бытовых условий его жизни. Но учитываются они не всегда.
Не учитываются, например, наличие и вид лифта в его доме, пандуса, размеры квартиры, ширина дверных проемов, наличие высоких порогов. Поэтому рекомендованные инвалидам кресла-коляски зачастую не могут использоваться.
Получается абсурд. Уйма госслужащих работает. Проводят закупочные процедуры, тратят государственные средства, приобретают кресла, торжественно привозят инвалидам домой. А в итоге инвалиды от них отказываются.
«Так, отделением ФСС в Рязанской области в соответствии с рекомендованными антропометрическими данными инвалида приобретена коляска с ручным приводом, Германия, стоимостью 233,7 тыс. рублей. Однако ширина коляски с учетом колес не позволяла инвалиду заехать в лифт по месту жительства, что явилось причиной отказа».
Счетная палата выясняла у Минтруда, не планирует ли министерство соответствующих изменений в законодательство. Оказалось, нет, не планирует. Минтруда полагает, что «решение вопросов доступности жилого помещения могут быть решены инвалидом самостоятельно».
У нас ведь каждый инвалид может самостоятельно заменить лифт в многоквартирном доме, где проживает. Старый выбросить, а новый установить.
Индивидуальный подход к колясочникам затруднен потому, что кресла в основном закупаются массовыми партиями серийного производства. Так проще чиновникам. И выгоднее. Чем больше партия, тем больше откат.
Из всех закупленных кресел-колясок иностранные коляски в 2017 году составили 69 %, в 2018 году — 61 %.
92% иностранных колясок - изделия производства Китайской Народной Республики.
В этой связи уместно вспомнить Стратегию развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности, которую три года назад приняло Правительство РФ. Ее реализация на I этапе (2017-2019 годы) предусматривает «выполнение комплекса мер по формированию современной отрасли, а также мер по поддержке развития производства технических средств реабилитации» - в том числе развитие таких промышленных технологических платформ, как кресла-коляски.
«Сохранение на рынке преобладающей доли иностранных производителей кресел-колясок свидетельствует о том, что импортозамещения и увеличения предложений на российском рынке данных изделий не произошло», - отмечает Счетная палата.
Оно и неудивительно. Как выяснили аудиторы, никакой поддержки госструктуры никому не оказывали. Да и кому их оказывать, если даже не известно, сколько компаний в стране производят кресла-коляски.
По данным Минпромторга таких производителей - 9. По данным, которые есть в Интернете – 31. Ну а у Пенсионного Фонда вообще нет никаких по этому поводу данных. Хотя именно ПФР должен был провести анализ рынка технических средств реабилитации.
«Отсутствие достоверных сведений о действующих в Российской Федерации производителях кресел-колясок и их производственной возможности не позволяет объективно оценить перспективы развития российского рынка кресел-колясок, принимать адекватные решения, направленные на импортозамещение, и ограничивает возможности развития реабилитационной индустрии», - подводит итог Счетная палата.
«Зачем тогда правительство парилось - принимало какую-то Стратегию импортозамещения?» – подводим итог мы. Все равно ее никто не собирается выполнять. Кроме братьев-китайцев, конечно.