Выход к храму Христа Спасителя из метро «Кропоткинская» не перекрыт. Вокруг можно совершенно свободно пройти. На набережной лишь мигает маячками полицейская машина — народа никого. Да точно ли мощи привезли? Где километровый «хвост», знакомый по посещению частички мощей святителя Николая, Пояса Богородицы, мощей Спиридона Тримифунтского и других чтимых реликвий? Понедельник, полдень — на набережной пусто.
— В восемь утра было много, — рассказывает молоденький росгвардеец в берете, сторожащий металлическое ограждение. — Да и сейчас, смотрите, набегут! Вон там, за поворотом на Волхонку, все и начинается!
Действительно, вдоль Волхонки стоит очередь. В ней сотни две человек, но движется она небыстро. Волонтеров мало — ситуация того не требует, как требовала на мощах святителя Николая, где стояли и по 7–8 часов, бывало. Тут можно и за час управиться, «как Бог даст».
Проходит пара минут — и действительно налетают новые люди. На Волхонке тормозит пара черных блестящих машин с мигалками, причем не просто так, «випов» останавливает инспектор ДПС на пешеходном переходе (чудо!). Оказывается, через Волхонку идет семейство: мама и трое детей, из которых младший спит в лежачей коляске, старший мальчишка с независимым видом вышагивает сзади, а вот средняя дочка разлетелась на самокате и угодила бы под «членовоз», если бы не тот же самый полицейский, буквально за шиворот ее поймавший. Семья уверенно поворачивает вдоль очереди прямо к рамкам металлоискателей: маленьких детей традиционно пускают бесплатно.
— Если что, сегодня народа немного, можно и папу пропустить без очереди! — предлагает девушка у рамок.
— Работает у нас папа! — улыбается женщина. А глаза все еще испуганные, видимо, после того момента с самокатом...
На сто человек (считано по головам, извините) — ровно двадцать мужчин, остальные дамы. Возраст и тех и других — самый разный, от 10 до 70. Но мужчин старше 50 лет в очереди не нашлось ни одного. А те, что младше, здесь за компанию: кто-то с девушкой или молодой женой, кто-то с мамой. То есть, короче говоря, к Петру и Февронии идут либо полные семьи (и тогда с мужчинами, да), либо женщины.
— Буду просить у Господа мужа хорошего, богатого, — говорит 25-летняя москвичка Ирина. Рост — высокий, стиль одежды — дорого-консервативно, девушка (как и большинство в таких очередях) явно воцерковленная.
— Ир, ну на что тебе богатый! С твоим характером проси послушного! — присоединяется к разговору ее подруга Наталья: смешливая, ниже ростом, одета, конечно, в юбку, но длина этой юбки церковным блюстителям явно не понравится. — Я себе, кстати, мужа отмолила два года назад, ездила в Муром на праздник 8 июля! А познакомились — представьте! — в пробке по дороге обратно. Стояли несколько часов, там узкая объездная перед Владимиром. Фуры. И начали переписываться вот этими вот штуками на Яндекс-картах, комментариями. С одним парнем познакомились, он потом позвал на свидание — так и поженились!
— Простите, ради бога, можно чуть потише? — женщина постарше, похожая на чеховскую учительницу, только в платочке, тихо про себя читает акафист Петру и Февронии по книжке, завернутой в газету. С книжками тут многие: это считается хорошим тоном, лучшим времяпрепровождением в подобной очереди. Не болтать и не скучать, а читать акафист тому святому, к мощам которого идешь: пока дойдешь — и на нужный лад настроишься. Так что серьезные и взрослые дамы стоят молча либо тихо произнося молитвы.
Совсем другое дело — дети. Им — а «отрокам», то есть от 6–7 лет, в отличие от «младенцев», — надо стоять в общей очереди. Так что мальчишки (как и в церкви на воскресных службах) кружатся на одном месте, ходят туда-сюда, чуть ли не в салки бегают. Девочки не в пример солиднее — особенно те, кому больше десяти. Тихо стоят, скромно облачены в такие же платочки, как у мам и бабушек, тоже вертят в руках маленькие акафистники. Или телефоны.
— Мама, давай попросим нам нового папу! — не громко, но и совсем не тихо говорит худющая девочка в зеленом сарафане. Мама краснеет как вареный рак и ничего не говорит.
— Смотри: сначала кладешь поклон, крестишься три раза, потом прикладываешься к мощам, отходишь, снова поклон и крестишься! — объясняет мужу или молодому человеку молодая женщина, едва за двадцать. Оба в очках, университетского вида.
— Так, давай сначала ты, я на тебя посмотрю и сделаю так же!
За рамками — на паперти храма — свободное пространство, куда ставят детские коляски и прочие запрещенные к внесению в храм предметы. А за папертью, у монументальных дверей, снова очередь. Все отработано многократно, все идет без сучка без задоринки. На то, чтобы выполнить весь маленький ритуал прикладывания к мощам, отводится секунд 15. Из них, стало быть, у самих мощей — секунды три. После этого специально поставленный волонтер дезинфицирует стекло специальным раствором — и наступает очередь следующего.
— Знаю, многие приходят помолиться о даровании чада, — рассказывает уже снаружи, опять на паперти, волонтер Анна. — Но таких гораздо меньше, чем было в 2013 году, когда привозили Пояс Пресвятой Богородицы с Афона. Вот тогда да, шли — и многие, говорят, после этого излечились от бесплодия, у многих дети появились!
Учитывая, что святые Петр и Феврония детей, согласно житию, не имели — пожалуй, за этим к ним идет действительно меньше народа. Хотя кто его знает — вполне может быть, что если хорошо помолиться, то и в этом они могут помочь. Другой вопрос, что как следует постоять и помолиться у мощей Петра и Февронии куда удобнее в Муроме. Видимо, именно поэтому, в отличие от заграничных святынь, к отечественной стоят не такие большие толпы. В Муром съездить все-таки легче, чем на Афон или на Святую землю. Тем более что — люди врать не станут — прямо в дороге можно и с хорошим человеком познакомиться.