Для пожилых людей денежный вопрос уходит на второй план
Специалисты HeadHunter решили проанализировать причины, препятствующие трудоустройству представителей старшей возрастной группы. Более половины опрошенных в возрасте 45+ оценили поиски работы как очень сложные. Таковых в группах до 25 лет и группе 25–34 лет — около четверти. Как «несложные» поиски работы оценили лишь 4% опрошенных в группе 45 лет и старше.
Среди основных проблем с трудоустройством большинство соискателей в возрасте 45 лет и старше называют предложения с низкими зарплатами (46%), высокую конкуренцию (37%), сложности с поиском работы недалеко от дома или в удобной транспортной доступности (33%), а также «возрастные проблемы» (33%).
Доля резюме соискателей в базе hh.ru в возрасте 45+ составляет примерно 15%. Это самая немногочисленная возрастная группа, в том числе из-за недостаточной вовлеченности в использование интернет-ресурсов. Представителей сильного пола среди соискателей в группе 45+ больше, чем женщин. Несмотря на то что в старшем возрасте численность мужчин среди населения объективно меньше, тем не менее количество именно занятых мужчин, согласно полученным данным, преобладает (59% против 41%). Неудивительно: мужчины чаще ориентированы на занятость, чем женщины.
Большинство кандидатов в возрасте 45 лет и старше имеют высшее образование (73%). Около четверти опрошенных получили среднее или среднее специальное образование (24%). Активность соискателей в Москве можно проследить по доле откликов, которая приходится на одно резюме. 70% горожан в возрасте 45 лет и старше откликались своим резюме на понравившиеся вакансии. Разница в долях с группами 25–34 лет и 35–44 лет незначительная — 1–2%. Это говорит о том, что соискатели старше 45 лет так же активны в поиске работы, как и 25–44-летние. Молодежь в возрасте 18–24 лет откликается на вакансии чаще, однако на каждого отдельного кандидата, который активно ведет поиски работы, отправляемых откликов меньше.
Возрастные особенности — это единственная специфическая проблема занятости для старшего поколения. В 56–60 лет проблема с поиском работы с хорошей зарплатой встречается реже. Скорее всего, это связано с тем,
что в предпенсионном возрасте в принципе сложно устроиться, поэтому вопрос денег стоит не на первом месте. И даже не на втором.
Представителям других возрастных групп свойственны иные сложности. Так, проблема с поиском работы с достойной оплатой труда значимо чаще отмечается в группе 25–34 лет (66%), когда идет активный процесс становления и развития карьеры. Или, например, недостаток знаний или релевантного опыта является одной из ключевых и значимых проблем для работников младше 25 лет (47%).
Слишком культурному начальнику трудно критиковать подчиненного преклонных лет
Истории про успешное трудоустройство в почтенном возрасте общество воспринимает почти как добрые сказки. А если при этом человеку удается поменять сферу деятельности (нет, речь не о труде в качестве домашней прислуги или чернорабочего), так и подавно — как чудо.
— В 2017 году 43-летний Павел переехал вместе с семьей из Ярославля, — рассказывает заместитель руководителя департамента персонала группы компаний «МИЭЛЬ» Елизавета Генералова. — В прошлом он был сотрудником банка, руководителем в финансовой сфере, но искал что-то по душе, такую работу, где надо общаться с людьми, решать каждый раз новые задачи, находить индивидуальные решения и при этом, конечно, зарабатывать для себя и семьи. С таким запросом он отправился в Москву. Сразу заинтересовался сферой недвижимости, потому что знал: умеет договариваться с людьми, готов к разъездам. Разместил резюме на hh.ru, и его быстро нашли наши рекрутеры. Были опасения, что в таком возрасте он не вольется в коллектив, но Павел знал: его способность договариваться поможет.
Оказалось, в компании возраст не имеет значения — клиенты доверяют тем, кто на них похож. Вместе с Павлом работали и люди значительно старше него, и гораздо младше. Все они уверены, что останутся работать в компании надолго, потому что люди любого возраста востребованы, если являются профессионалами. Первую успешную сделку Павел закрыл через три месяца. Клиенты начали рекомендовать его, и уже спустя год Павел стал тем агентом, которого приводят в пример. Кропотливая работа, интеллигентность, вежливость помогли ему адаптироваться в коллективе. Профессия риелтора, со слов Павла, — лучший вариант для тех, кто хочет сменить сферу деятельности, когда профессиональное развитие на предыдущем месте остановилось, а идти на низкоквалифицированную и не слишком хорошо оплачиваемую работу не хочется.
— Простота общения между представителями разных поколений зависит не только от стиля руководства конкретного начальника, но и от общей корпоративной культуры, принятой в компании, — комментирует руководитель службы исследований компании HeadHunter Мария Игнатова. — Чем демократичнее стиль общения, чем меньше дистанция между начальниками и подчиненными, чем больше поощряется возможность каждого делиться идеями и доносить конструктивную критику в уважительной форме, чем больше возможностей для неформального общения вне рабочих процессов (тимбилдинги, корпоративные мероприятия, совместный досуг), тем менее заметна разница в возрасте. Эта разница вообще существует только в наших головах как предубеждение, но осознать это в полной мере можно только когда фактически оказываешься в разновозрастном коллективе.
Но если руководители маленьких компаний или отдельных подразделений в больших компаниях из-за своих стереотипов сознательно вводят «возрастной ценз» в своей команде, то возможности развенчать предубеждения нет. И совершенно напрасно: в правильно организованном разновозрастном коллективе нет проблемы общения (даже наоборот — оно становится более интересным), но есть преимущество в виде разностороннего жизненного опыта. А это позволяет взглянуть на любую рабочую проблему с разных сторон.
Если человеку с детства привили культуру уважения к старшим, ему психологически некомфортно давать задания человеку существенно старше себя, контролировать и, если нужно, критиковать его действия, что-то ему советовать. А еще мешают опасения, что подчиненный старшего возраста не будет воспринимать «слишком молодого» босса всерьез.
Ответ на вопрос: «Как решить проблему общения у людей разных возрастов?» — находится на уровне идентичности человека. Полезно спросить себя: «Кто я? Я общаюсь с начальником или подчиненным как кто?» Понимание границ субординации зависит не от возраста, а от адекватного восприятия корпоративной культуры и уровня делового общения. Точно так же, как уважение к начальнику зависит не от его возраста, а от его дел и поступков.
Молодежь идет на госслужбу с неохотой
Впрочем, для тех, кому «за», есть и хорошие новости. Аналитики отмечают, что в скором времени работодатели столкнутся с дефицитом кадров в государственных органах. Служба исследований провела опрос тысячи россиян от 14 до 22 лет молодых соискателей. Выяснилось, что за последние три года доля молодых соискателей, работающих или желающих работать в государственных органах, сократилась в 2 раза: с 38% в 2016 году до 19% в 2019 году. Произошло это в основном за счет увеличения доли работающих или желающих работать на фрилансе (с 8% до 17%), по найму в коммерческой компании (с 36% до 41%) и в качестве предпринимателя (с 12% до 14%).
Соискатели из Москвы стали явно больше расположены к идее работать по найму в коммерческой организации (доля выросла с 37% до 48%). В Петербурге эта доля снизилась на 7 процентов, в регионах — выросла на 3%. Москвичи потеряли интерес к работе в качестве предпринимателя (доля упала с 11% до 7%), питерцы пристрастий не изменили, жители регионов, напротив, стали больше интересоваться предпринимательством (эта доля выросла с 12% до 18%).
В целом по стране среди молодых соискателей, предпочитающих государственную службу, заметно выросла доля тех, кто хотел бы работать в органах законодательной власти (с 27% до 39%), и снизилась доля желающих служить в органах исполнительной (с 57% до 49%) и судебной власти (с 15% до 13%).
Распределение по уровням государственного управления за 3 года практически не изменилось: в органах федерального уровня хотели бы трудиться 48% молодых соискателей, предпочитающих госслужбу. На региональном уровне хотели бы трудиться 32%, на муниципальном — 20%.
Респонденты гораздо реже отмечали стабильность и постоянство (54%), возможность карьерного роста (36%), высокий статус и престиж работы (30%) и возможность работать на благо общества (30%) в качестве преимуществ работы в государственных органах, чем три года назад (71%, 54%, 46% и 48% соответственно). Среди недостатков молодые люди выделили сложность трудоустройства на государственную службу (59%, в 2016 году — 65%), коррупцию (56% против 47%) и необходимость иметь связи, чтоб добиться карьерного роста (56% против 45%).
Тенденция очевидна: молодежь теряет интерес к госслужбе, предпочитая зарабатывать на жизнь другими способами. Выходом из положения может стать как раз наем сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста. Главное — убедить в этом работодателей.