Споры, нужны ли ученикам мобильники в школе, уже не первый год разгораются именно в разгар летних каникул - рассуждать легче, когда в школу бежать не надо. Так или иначе, но к кардинальному решению вопроса разговоры на сию щекотливую тему еще ни разу не привели. Останутся ли они пустопорожними и в этот раз? Что думают родители, ученики и неумолимая статистика?
Напомним, что в очередной раз наболевший вопрос подняла спикер Совфеда на прошедшем 4 июля заседании Совета при президенте по реализации госполитики в сфере защиты семьи и детей. О мобильниках Валентина Ивановна отозвалась так: «Наверное, вообще надо запретить в школах. Потому что нет условий хранения. Если будут дорогие телефоны оставлять в ящичках, а потом они оттуда исчезнут? Есть нормы этики в разных странах. Если ребенок с телефоном на уроках, будет ребенок учиться? Нет!»
Руководитель Роспотребнадзора Анна Попова тут же обязалась в течение месяца создать рабочую группу, которая займется разработкой порядка использования телефонов в школах. Вице-премьер Татьяна Голикова согласилась с идеей регламентировать использование гаджетов в школьных стенах, хотя и не считает необходимым полный их запрет.
Обращаясь к истории вопроса, видим, что «первую волну» споров о смартфонах в стенах школы поднял экс-уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ по Павел Астахов еще в январе 2016-го. Тогда инициативу омбудсмена, предложившего ограничить использование школьниками гаджетов с выходом в Сеть, встретили в штыки настолько, что детский правозащитник вынужден был объясняться, что не имел в виду полный их запрет: «Дословно я предложил вот что - обязать образовательные учреждения внести отдельные положения в договор об оказании образовательных услуг, предусматривающие запрет на использование личных средств связи с выходом в сеть интернет или же получение согласия родителей о снятии ответственности с руководителя образовательной организации в случае предоставления своему ребенку данного устройства при посещении образовательного учреждения».
Астахов полагал, что выбор - разрешить или запретить ребенку пользоваться мобильными устройствами в стенах образовательного учреждения — должен остаться за родителями. Только они должны закрепить его на бумаге, чтобы избавить школу от ответственности за действия ребенка в Интернете с помощью мобильных гаджетов. А школа будет лишь выполнять решение родителей. Однако три года назад большинство заинтересованных лиц сочли подобную инициативу покушением на свои права. Родителям не понравилась сама идея избавлять школу от какой-либо ответственности, а педагоги ужаснулись, представив, как в каждом классе им на глаз придется отличать тех, кому разрешили, от тех, кому запретили.
На прошлых летних каникулах за ограничение использования смартфонов в школах высказалась министр просвещения РФ Ольга Васильева. На Всероссийском родительском собрании в августе 2018 министр вспомнила Францию, где использование гаджетов школьниками до 9 класса запрещено законодательно: «Французы делали это долго, но правильно, у нас это школы делают, и мы будем это поощрять. Думаю, рано или поздно мы придем к такому же, что и французский, варианту».
Васильева пояснила, что в нашей стране вопрос, разрешать мобильники в школах или нет, решает не министерство образования, а сами школы, многие из которых предпочли создать специальные ящички, куда, переступив школьный порог, ученик сдает на хранение свой мобильник. Министр усомнилась в необходимости таких хранилищ: «Зачем, если все есть? Если есть полностью оборудованные классы, планшеты в классе есть? Говорят, что нужны для работы, но для работы они не нужны».
В начале учебного года 2018-19 в «дискуссию о мобилах» вступил ВЦИОМ, проведя масштабный опрос россиян, в ходе которого обнаружилось поразительное единодушие: 83% россиян (из них 73% родителей школьников) уверены, что «личные телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться». То есть, большинство соотечественников уверены:если запретить школьнику гаджет, он станет учиться существенно лучше. Вот какие цифры привел ВЦИОМ:
73% респондентов поддерживают идею о запрете использования смартфонов и других гаджетов во время занятий.
69% считают, что данный запрет должен распространяться на школьников всех возрастов.
Правда, активнее других за запрет гаджетов в классах высказались те родители, у чьих детей нет мобильного телефона, а таких оказалось целых 81%.
«Сегодня практически все россияне, от мала до велика, постоянно находятся «на связи» благодаря тотальному распространению сотовых телефонов, - прокомментировал результаты исследования гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров. - Это явление некоторое время назад повсеместно рассматривалось как безусловное благо, свидетельство высокого социального статуса и дополнительная гарантия безопасности. Теперь, по мере обретения опыта «жизни в мобильной сети», стали видны и ее негативные аспекты. Среди них — отвлечение внимания детей от учебного процесса на серфинг в интернете, общение в соцсетях и прочее. Инициатива ограничить использование телефонов школьниками на уроках поддерживается респондентами всех возрастов и рассматривается ими не как вторжение в личное пространство наших детей, а как способ повысить их концентрацию на учебном процессе».
Тем не менее в истекшем учебном году 2018-19 большинство школьников остались при телефонах: ни одна школа не решилась на полный запрет, ссылаясь на позицию родителей, которые опасаются выпускать из дома ребенка «без связи».
- Как я могу выпустить дочь из дома вообще без телефона?! - ужасается мама столичной шестиклассницы Дарьи. - А вдруг что-то случится? Мы с мужем наоборот установили приложения, позволяющие нам определять, где находится наш ребенок. А у Даши в смартфоне установлена «тревожная кнопка», которой она может воспользоваться в случае опасности. Простой кнопочный телефон этой проблемы не решит. Поэтому мы на родительском собрании, когда обсуждался этот вопрос, единогласно проголосовали за то, что наших детей не нужно лишать гаджетов. Если педагогам кажется, что ученики на них отвлекаются на уроках или списывают, пусть организуют надежную камеру хранения в школе, куда смартфон можно сдать в учебные часы. Но, судя по всему, школа не хочет нести материальную ответственность за сданные на хранение телефоны. Поэтому уже не первый год со стороны педсостава звучит предложение вообще запретить приносить смартфон в школу. Лично я считаю это неразумным и даже опасным. Моя дочь, как и многие другие, до школы и из школы добирается самостоятельно. А на городских улицах без гаджета даже взрослый чувствует себя беспомощным.
Интересно, что инициатива министра народного образования Франции запретить смартфоны в школах тоже первым делом встретила бурный протест со стороны родителей школьников и ряда депутатов. Министр полагал, что закон о запрете «убережет школьников от телефонной зависимости», а родители и некоторые парламентарии называли его «бесполезным перегибом». В качестве аргументов они указывали то, что гаджеты обеспечивают школьнику доступ к необходимым для учебы ресурсам - онлайн-переводчикам, словарям, справочникам и пр. В ответ на это во французских школах взамен телефонов установили ноутбуки с доступом ко всему, что необходимо для учебы, а находиться в школе с личным телефоном французскому школьнику до 9 класса все же запретили законодательно.
- Думаю, и нас ждет нечто аналогичное, - предполагает москвичка Анна Анатольевна, совмещающая в себе роль мамы семиклассника и школьного педагога. - Дело даже не в том, что ребята отвлекаются на уроках на свои телефоны, хотя это именно так. Но гораздо хуже, что они совершенно не умеют работать с бумажными носителями — читать «нормальные» книги, им там «многа букафф», не умеют грамотно писать от руки. Ведь привычка к чтению и навык грамотного письма — понятия неразделимые. При чтении в голове откладывается верное написание слова, рука его повторяет: тренируется зрительная память и мелкая моторика. А в Интернете все быстро пролистывается, пробегается глазами. За грамотностью в Сети никто не следит, доступны любые источники и отложиться в зрительную память школьника может любая абракадабра. Я уж даже не говорю про контент и смысл написанного, а ведь школьник не всегда в состоянии отличить проверенные факты от личных фантазий какого-нибудь горе-блогера, он просто бесконтрольно потребляет информацию. На выходе мы получаем неумение сконцентрироваться, неусидчивость, дефицит внимания, неспособность усвоить длинные тексты. Как педагог, я считаю, что мобильникам на уроках не место. А как мама, понимаю, что совсем без связи свое чадо не оставит ни один родитель. На нашем родительском собрании прозвучала забавная идея — скинуться на специальные «школьные телефоны» для всего класса. Закупить для всех одинаковые кнопочные трубки, которые они будут складывать в ящичек, проходя в класс. Мы насчитали у «школофонов» как минимум три неоспоримых плюса: 1) Дети не останутся без связи; 2) На одинаковые простейшие телефоны не станут покушаться воришки; 3) Исчезнет вечный школьный повод для соперничества, у кого смартфон круче? А во внешкольной жизни ребенок пусть пользуется любым гаджетом, который позволят себе и ему его родители.
А что, чем не идея?! Ввели же обязательную школьную форму, так почему бы 1 сентября не пойти на уроки с ранцем за спиной и школофоном в руке?