Открывая заседание коллегии, генпрокурор напомнил, что безопасность дорожного движения «отнесена руководством страны к числу приоритетных национальных проектов». Прокурорскими проверками за этот период выявлено более 330 тысяч нарушений, к различной ответственности привлечено 55 тысяч лиц, в суды заявлено 57 тысяч исков, возбуждено 639 уголовных дел.
— Принимаемые уполномоченными органами меры позволили несколько снизить основные показатели аварийности (-1,3%). Вместе с тем их нельзя признать достаточными, — заявил Чайка, анализируя достижения за последние два года.
Генпрокурор перечислил главные факторы, влияющие на уровень аварийности. Во-первых, ненадлежащее нормативное регулирование. «Минтрансом не принят административный регламент, позволяющий проверять региональные органы власти, муниципалитеты в части организации ими пассажирских перевозок и дорожной деятельности». Во-вторых, вечная проблема — плохие дороги.
Заставить автоперевозчиков соблюдать закон тоже никак не удается. «Зачастую нарушается порядок медицинских осмотров водителей, их право на отдых. В рейсы выпускается транспорт с неисправностями, в том числе при которых его эксплуатация вообще запрещена», — рассказал генпрокурор.
Не обошел вниманием генпрокурор и относительно новую проблему — несовершенство системы фотовидеофиксации, которую на днях поднял Президент РФ.
«В ряде регионов денежные средства от штрафов, вынесенных в результате автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения, по условиям концессионных соглашений практически полностью отчисляются частным компаниям», — заявил Чайка.
Как результат — такие системы работают с неотлаженным (а скорее, с отлаженным специальным образом. — Авт.) программным обеспечением, а водители получают штрафы за правонарушения, которых не совершали. Из чего генпрокурор сделал в общем-то давно очевидный для всех водителей вывод: «места установки камер порой свидетельствуют скорее о стремлении заработать на штрафах, чем обеспечить безопасность на дорогах».
Более подробно о выявленных нарушениях в системе видеофиксации рассказал первый замгенпрокурора Александр Буксман. Камеры зачастую устанавливают без документации об организации дорожного движения, без учета состояния аварийности, без знаков, предупреждающих водителей об их использовании.
По мнению прокуроров, ошибки свойственны любым цифровым системам. Но недопустимы умышленные уловки их владельцев в целях незаконного обогащения, считает замгенпрокурора. Он предложил проработать предложения об установлении единых требований к размещению дорожных знаков на всей территории страны, а также о введении административной ответственности за эксплуатацию камер с подобными нарушениями.