— На «Фабрике» сложно ориентироваться, — рассказывает автор инсталляции «Карта памяти» Марина Звягинцева. — Поэтому я предложила «зашить» культурные коды, некие слова-символы, определяющие территорию, в матрицу, которая занимает всю территорию и обозначает движение людей и транспорта по кругу от первой до второй проходной.
Тотальная инсталляция на асфальте, которая особенно эффектно смотрится с крыши или на кадрах квадрокоптера, выполнена в традиционных цветах арт-кластера — белом и оранжевом. На проходных посетителей встречают главные культурные коды территории: «творчество» и «свобода». С этих слов предложила начать Звягинцева. Остальные символы места придумывали сами обитатели Центра творческих индустрий. Среди понятных и очевидных для арт-площадки слов («азарт», «шанс», «движение», «искусство» и «память») можно встретить и специальные термины: «грунтовалка», «литое мелование», «каландры» и «аппретура». Это исторические привязки, обозначающие цеха, которые работали здесь когда-то или продолжают работать по сей день. Некоторые производственные площадки (например, «грунтовалка») в наше время стали названиями выставочных залов.
— История перетекания слов от производства к искусству не надуманная, — говорит директор «Фабрики» Ася Филиппова, — она органично отражает то, что здесь происходит. Мне особенно дорога эта инсталляция тем, что в ней много разных визуально-символических пластов. Территория стала в каком-то роде листом бумаги, на котором отражены смыслы, коды и ценности. Сейчас я думаю, что нужно продолжать эту историю и на фасаде, чтобы вся «Фабрика» превратилась в «лист бумаги» и стала отражением того, чем мы занимаемся каждый день.
Открытие инсталляции под проливным дождем показало, что паблик-арт — искусство не для слабонервных. Это не то же самое, что делать выставку в теплом и защищенном от непогоды зале. Впрочем, буйство стихии не помешало визуально-семантическому перформансу Liquid Theatre — одного из резидентов арт-территории. Актеры, одетые в рабочую одежду и каски, зажигали разноцветные дымовые шашки, играли на трубе, прыгали по лужам и декламировали около разных элементов матрицы манифесты об истории и современности территории. Ближе к финалу действа танцевали уже все участники открытия — и художник, и зрители. Таким образом перформеры наглядно продемонстрировали, что паблик-арт-инсталляция — это живое произведение, соучастником которого становится любой, кто вступает на его территорию.
Заметим напоследок, что «Карта памяти» выполнена красками для дорожной разметки, срок службы которой не менее пяти лет. Так что по износу инсталляции можно будет сделать выводы и о целесообразности регулярного обновление дорожной разметки в городе.