— Мы думаем, что это некая сделка по частичной компенсации отловщикам потерь, которые они понесли. Отловщики перевозят и выпускают морских млекопитающих, что технически сделать достаточно сложно, а ВНИРО платит им и частично компенсирует потери.
Согласно документам, вывоз одной косатки стоит 10 млн рублей, а белухи — около 3 млн рублей. Таким образом, за успешную транспортировку животных на первом этапе компании получили 364 915 000 рублей. Вопрос: откуда у ВНИРО взялись эти деньги? Они сопоставимы с таким институтом, как «КамчатНИРО», который является камчатским филиалом Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. А это крупный региональный рыбохозяйственный институт, где работают несколько десятков сотрудников, если даже не пара сотен. Этот вопрос мы хотели бы адресовать директору ВНИРО и руководству Росрыболовства.
— Все условия по транспортировке и выпуску животных заранее обговаривались. Они выполнены?
— Рекомендации ведущих российских и международных ученых проигнорированы. Единственное, что было выполнено из научных рекомендаций, — это выпуск животных в Охотское море. Непонятно, для чего же нужны были тогда многомесячные обследования животных, многочисленные заседания рабочих групп и консилиумов, приглашение команды Кусто с лучшими международными экспертами?
После транспортировки морских млекопитающих необходимо было поместить в вольер, о чем ВНИРО постоянно заявлял. У косаток и белух в вольере они собирались взять пробы, провести анализы, оценить их состояние здоровья, подкормить, дать возможность животным после дальней дороги прийти в себя, восстановить силы и только после этого начать выпускать.
Ведь косаток и белух везли в тесных контейнерах по разбитым дорогам, они были в практически обездвиженном состоянии почти 7 дней. А это запредельно много для любого китообразного. Место для выпуска было не подготовлено. Из-за этого морские млекопитающие провели в контейнерах еще лишних два дня. Сам выпуск в море проведен без какой-либо возможности косаткам и белухам прийти в себя, получить корм после длительного голодания, восстановить двигательные функции и социальные связи.
Ученые не раз говорили, что необходимо выпускать всех 10 косаток одновременно, а белух — крупными группами по нескольку десятков животных. Указывали на необходимость разделения их выпуска по времени и территориально. Все же было сделало ровно наоборот.
— Временные морские вольеры для них были построены в Охотском море?
— Только что мы узнали, что вольер был, но его разбило штормом. Это просто непрофессиональный подход. Вольеры нужно было строить в защищенном от штормов месте. В результате косаток и белух привезли на необорудованный, фактически голый берег.
Мы считаем, что выпуск первой партии животных стал полным провалом.