Она родилась в семье оперного режиссёра, народного артиста СССР Бориса Покровского и режиссёра Центрального детского театра Анны Некрасовой. Не удивительно, что девочка с детства грезила театром. Однако родители были против. Тем не менее, пройдя через филологический факультет пединститута, юная Алла поступила на курс Виктора Станицына в Школу-студию МХАТ.
4 студенческих года упрочили любовь к театру, и после окончания вуза вчерашняя студентка попала в труппу самого громкого театра Москвы - «Современника», в котором проработала 45 лет бок о бок с Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Валентином Гафтом, Сергеем Гармашем и Мариной Нееловой.
Играла много, ее актерская индивидуальность сразу запомнилась зрителям: стройная, точеная как балерина ( кстати, всегда великолепно двигалась), с большими глазами. А в них — и ум, и шарм, и как будто сомнения — а права ли я? Театр любил эту актрису, а вот кино — проморгало в погоне за яркими артистками на роли сложных, со странностями ( часто надуманными) героинь второй половины ХХ века.
И тогда судьба снова привела Аллу Покровскую в родную Школу-студию МХАТ - только на этот раз в качестве педагога, и она стала Аллой Борисовной. Любовь к собственному ремеслу и вера в талантливых студентов помогла навеки внести имя Аллы Борисовны Покровской в зал славы русского театра, его уникальной психологической школы.
Великое поколение уходит с невозможной скоростью, и не сразу осознаешь размер бедствия, масштаб личности. Поэтому так ценны воспоминания о героях уже, к сожалению, того времени.
Нина Гуляева, старейшая актриса МХТ им. Чехова, долгие годы дружила с Аллой Покровской и согласилась рассказать нам об удивительной истории знакомства с ней.
– Аллочка была замечательной актрисой и прекрасным педагогом. Ее очень ценили, любили студенты - могли говорить о ней взахлеб. Потому что она преподавала им русскую духовную школу Станиславского и учила именно нашему ремеслу - психологическому русскому театру. И если кто-нибудь потом становился хорошим артистом, то только благодаря заложенным в них частицам труда Аллочки Покровской. Выучили заветы и традиции этой школы, ее студенты, наделенные талантом, становились известными, звездами. Не потому что они в кино снимаются, а потому что они способным понять и разделить эти ценности.
– Вы играли с ней на сцене?
– Нет, не привелось мне, к сожалению, такого счастья. Но мы с ней очень плотно дружили. Причем предшествовала этой дружбе интересная история.
– Романтическая?
– Более чем. Я была уже замужем и играла во МХАТе им. Чехова, а она только поступила в школу-студию. Да еще и на один курс со Славой Невинным, и у них с первого же года вспыхнул роман! Любовь была такая, что все дело шло к свадьбе. Они встречались четыре года, но потом их развела судьба: Невинный ушел во МХАТ, а Алла попала к Ефремову в «Современник». Так закончился их студенческий роман. Потом уже Славе понравилась я, а Покровской понравился Олег Николаевич.
Но на тот момент у меня с Невинным ничего не было. У меня была своя семья. А с Покровской мы каждый день встречались по работе. Она частенько приходила к нам в театр. А потом Аллочка вышла замуж за Ефремова и родила Мишку. Я к тому моменту вышла замуж за Невинного и тоже родила сына - Славу. Что нам делить-то? Тут уже нет места женской ревности.
Она мне однажды сказала: «Вы с Вячеславом Михайловичем всю жизнь друг друга искали и в конце концов нашли». «А ты, – говорю ей я – всю жизнь искала Ефремова». «Только с одной стороны, – ответила она мне тогда. – Я искала, а он не мог остановиться. Но я благодарю судьбу за сына».
Ученики и коллеги Об Алле Покровской:
Евгений Писарев, художественный руководитель Театра им. Пушкина:
– Мне сейчас очень трудно рассказывать то, что, наверное, нужно рассказать об Алле Борисовне. У меня очень много с ней связано: я и был её учеником, и потом с её помощью стал преподавателем. А это очень сильно поменяло мою жизнь и мою судьбу. Да и вообще я никогда не расставался с ней, потому что мы вместе преподавали в Москве и в Америке. Я её запомнил улыбающейся, весёлой, активной, позитивной, интересующейся, даже спорящей. А в нашем театре, наверное, половина артистов – это ученики Аллы Борисовны. У них же в последние годы ушли все учителя: и Роман Козак, и Дмитрий Брусникин, а теперь ещё и Алла Покровская. И, конечно, это очень горько. Наверное, мы окончательно стали взрослыми.
Григорий Заславский, ректор ГИТИСа:
- Она выдающийся театральный педагог, замечательная актриса и одна из очень важных персон второго поколения театра «Современник». А если говорить вообще о «Современнике», то это театр, в котором были не только звёзды, но были и актёры и актрисы труженики. На них держался репертуар, они часто играли роли, заменяя других актёров. Это не приносило им заслуженной славы. Она была, конечно, недооценённой актрисой «Современника», но великим театральным педагогом, потому что практически все, кто окончили школу-студию МХАТ за последние 30-40 лет - это всё ученики Аллы Борисовны.