Но вот этого мы и не видим.
Путь, которым идет Россия с момента распада СССР, завел в тупик. Мы вроде бы и не «тонем», но и не развиваемся так, как должно. Вместо развития, защиты и поддержки люди видят от государства последовательные шаги по отказу от социальных обязательств, рост неравенства и снижение уровня жизни, некомпетентность и хамство чиновников. И все это на фоне демонстративной роскоши и богатства элит. При этом сокращаются социальные расходы — граждане сами должны платить за образование и медицину, растут налоги на жилье и землю.
Россия находится в кризисе.
У нашего правительства нет видения будущего. В правительстве сидят люди гайдаровской школы, которые отрицают необходимость идеологии, долгосрочных планов экономического развития, построения внятной культурной и образовательной политики. По их мнению, мы должны реагировать на внешние вызовы, нам надо встроиться в западную цивилизацию — хотя бы на вторых ролях. «А там посмотрим».
Это ложный путь.
Совершенно противоестественное явление — массовая бедность народа. Плохие дороги, некачественные жилье, некрасивые дома, мусор на улицах. И, главное, отсутствие социальных лифтов для молодежи. Лифты закупорены. Зато из детей правящего класса растят новых дворян. А остальные люди, видимо, обуза. Их надо держать в черном теле и кормить искусственной едой.
Все должно быть по-другому.
Россия должна «играть в высшей лиге», быть среди экономически и технологически развитых государств. Мы должны опираться на нашу историю, на успехи прошлого.
Какой строй или какое общество мы должны построить?
Никогда не бывает чистого капитализма, чистого социализма. Нужно сочетание этих форм человеческого общежития. Сегодня нам категорически не хватает демократии, справедливого распределения общественных благ, доступа к образованию, к качественной медицине. В наше общество надо снова «подмешать» социализм.
Но в то же время нам необходим и капитализм, который мы понимаем не как власть олигархов, а как свободу предпринимательства, частную собственность. Частной инициативе и бизнесу принадлежит важнейшая роль! Но они не заменят серьезного стратегического планирования развития отраслей и регионов, инфраструктуры и социальной среды. В идеале государство, бизнес и общество должны работать как единый механизм.
Надо дать бедным возможность работать и получать достойное вознаграждение за труд, а богатым — возможность проявлять инициативу. Тогда «общественный пирог» станет весомее, абсолютное большинство народа будет чувствовать причастность к жизни в стране.
Сегодня власть изолирована от народа с помощью политтехнологий. У нас выхолощена демократия. Выборы как метод влияния не работают. Наша официальная политическая система превратилась в пустышку, фантик, за которым ничего не стоит.
У людей есть желания, потребности, в России есть разработанные программы развития, но все это не преобразуется в реально действующие политические силы. Созидатели не представлены на выборах.
И это очень опасно. Современные элиты создают себе иллюзию прочности своего положения — конкурентов они к институтам власти не допускают, заменяя их «симулякрами». Но общественный прогресс и желание людей изменить жизнь к лучшему неостановим. Отсутствие открытой политической конкуренции ведет к замораживанию проблем, «нагнетанию пара» и в итоге может привести страну к очередному большому потрясению.
Нужна реальная демократия.
Нужно больше свежего воздуха в коридорах власти. Это изменит положение в стране к лучшему. Люди хотят развития, внятной экономической политики, созидания. Народ стал менее терпимым к фактам коррупции и открытого воровства, к несправедливому богатству, к демонстративной роскоши чиновников.
Владельцы сырьевых потоков и природных богатств страны смотрят на ситуацию по-другому. Они по-прежнему мнят себя частью мировой элиты. Строить самолеты в России, развивать промышленность, шить одежду — это лишняя обуза. Лучше заплатить китайцам, они сошьют все что угодно.
Зачем напрягаться нашим олигархам?
У них нефть течет, у них яхты, дворцы, самолеты. Им все нравится. И менять современную политику им не нужно. Глобалисты не собираются жить в России. У них другие цели.
А у нас?
Мы хотим жить здесь. Это наша страна. И нам нужно, чтобы хорошие дороги были здесь, а не на Канарах, где живут эти ребята. Они не идиоты, которые чего-то не понимают, — у них просто другие интересы. Но это узкая прослойка общества. Нас — 140 миллионов, и надо объединиться, чтобы экономическая политика работала в интересах большинства.
Мне говорят: «Вы верите в Россию и считаете, что мы можем подняться. Но с 90 х годов у нас многие отрасли промышленности утрачены. Заводы разрушены, кадров нет, технологически нас на десятки лет обогнали Япония, США, Германия. На чем базируется ваша уверенность, что можно поднять промышленность?».
Ну во-первых, на жизненном опыте. А во-вторых, на здравом смысле. Слова про то, что в России невозможно делать комбайны, тракторы, мы слышали 20–25 лет назад. А сейчас мы продаем нашу сельхозтехнику в Америку, в Германию, в сорок стран мира. Все возможно, если поставить цель и приняться за дело.
Я езжу по стране и вижу, что у нас есть точечные успехи в разных отраслях. В Рязани делают оборудование для строительства дорог на высокотехнологичном предприятии. В Зеленограде есть сильные компании по разработке микропроцессоров. Главное, что есть люди, которые хотят работать, созидать, добиваться успеха. И если будет внятная политика, то у нас все получится.
Чтобы в России было выгодно созидать, нужно реализовать целевую программу развития промышленности. Вся экономическая политика должна быть нацелена не на интересы спекулянтов, как это сегодня происходит, а на тех, кто производит в России сложные товары.
Это простая политика, состоящая из трех компонентов.
Первое — низкие налоги и дешевые ресурсы. Второе — защита рынка и поддержка отечественных производителей на внешних рынках, то есть протекционизм. И третье — мягкая денежно-кредитная политика, дешевые кредиты, доступные и для российских потребителей, и для производителей.
Конечно, нужно много чего еще. Например, кадры. Но главное, нужно сделать так, чтобы деньги пришли в реальный сектор, а не утекали из страны. Если будет выгодно, люди сами начнут инвестировать в производство. Выгодно было строить коттеджи — и всё Подмосковье застроили коттеджами. Если будет выгодно производить мебель (станки, оборудование, машины и пр.), то мы сразу увидим результат в реальной жизни, а не в телевизоре.
Такая страна будет интересна всем нашим соседям. С созидателями всегда дружат. Из своего опыта я знаю, что если Россия строит хорошую сельхозтехнику, то с тобой разговаривают спокойно, сотрудничают и поддерживают тебя и канадцы, и аргентинцы, и киргизы, и монголы, и китайцы.
Поэтому мы должны опираться на людей действительно разумных, нацеленных не на подавление мира вокруг себя, а на сотрудничество. И таких людей абсолютное большинство, они есть во всех странах мира.