Воспитатель — друг или враг?
Поход в детский сад, пожалуй, является первым важным событием в жизни любого ребенка, и родители с замиранием сердца ждут, понравится ли ему в садике? Но нередко особо придирчивые мамы и папы, сами того не замечая, собственными руками портят отношения с воспитателями, а негатив передается и малышу.
— Наша дочка пошла в садик в 5 лет, воспитательница и мне, и девочке сразу очень понравилась, — рассказывает Ольга, проживающая в районе Теплый Стан. — Естественно, мы попали в группу, в которой все дети уже были знакомы между собой, так как пришли туда с трех лет. Но воспитательница очень старалась, чтобы ребенок влился в коллектив и привык к садику. Однако в конце года стало известно, что сад закрывается на длительный ремонт, а нашу группу переводят в здание на другом конце района. Мы приняли решение отдать дочь в другой детский сад рядом с домом, о котором от других мам я слышала немало хороших отзывов. К сожалению, буквально с первых же недель в новой группе у нас не сложились отношения с одной из воспитательниц, в результате каждый поход дочки в детский сад превратился в кошмар со слезами и истерикой.
По словам Ольги, конфликт начался с подготовки к спектаклю в новом учреждении. И родителей, и ребенка очень обидело то, что в постановке к осеннему празднику девочке не досталось никакой роли.
— Когда дочка рассказала мне об этом, я просто позвонила воспитательнице и поинтересовалась у нее, из-за чего так произошло, — рассказывает женщина. — Я не ругалась и ничего не требовала, однако воспитательница сразу же стала практически кричать на меня, что мы только что пришли, а уже хотим отобрать роли у «стареньких» детей. Разговаривала она с таким напором, что я даже слова вставить не могла... Впоследствии найти общего языка с воспитательницей у меня так и не получилось, да и желания этого делать не возникало. Каждое утро начиналось со слез и нежелания идти в садик. В конце концов в январе мне пришлось отказаться от сада и взять няню, потому что стало ясно, что ребенок просто дойдет до нервного срыва.
По мнению специалистов, отношение большинства педагогов к ребенку во многом зависит от того, какие отношения складываются у воспитателя с родителем. Поэтому взрослым стоит приложить все усилия, чтобы найти общий язык между собой для комфортного самочувствия малыша.
— Родители должны всегда помнить о том, что педагог — это в первую очередь человек, у него есть свой характер, он тоже может оказаться в плохом настроении или просто устать, — объясняет детский психолог Анна Гуляева. — Конечно, бывают случаи, когда поведение воспитателя выходит за рамки дозволенного, дело доходит до оскорблений малыша или даже рукоприкладства. В таких ситуациях нужно сразу же обратиться к руководству учреждения. Но это, к счастью, происходит сравнительно нечасто, в основном все конфликты случаются на ровном месте. Понятно, что для родителей их ребенок — центр вселенной, но у воспитателей таких «центров» по 25 человек в группе, и полностью угодить каждому просто нереально. В ситуации с Ольгой понятно, что маме было очень неприятно, когда воспитательница повысила на нее голос, педагог, безусловно, была не права. Но не стоило все-таки после одного подобного разговора ставить крест на попытках найти контакт с педагогом. Нужно просто понимать, что все педагоги разные, и так, как было в одном детском саду, в другом уже не будет.
Советы родителям детсадовцев
— Никогда не надо при ребенке высказывать свое негативное отношение к воспитателю или сомнения в его компетенции, это неминуемо ухудшит мнение малыша о педагоге и создаст напряженную обстановку.
— Не ждите от воспитателя, что он будет полностью соответствовать вашим представлениям об идеальном педагоге, но в каждом человеке можно найти положительные черты, если хотеть их увидеть.
— Не забывайте благодарить воспитателей за то, что они ухаживают за вашим ребенком, во многих случаях добрые слова — лучший способ наладить хорошие отношения.
— Старайтесь прислушиваться к советам педагога, даже если не всегда считаете их правильными, воспитатель видит малыша со стороны, в детском саду он может вести себя не так, как дома.
— Не требуйте от воспитателя повышенного внимания и особого отношения к своему ребенку, педагог должен организовать для всех детей равные условия.
— Активные родители — лучшие друзья воспитателей, по возможности старайтесь откликаться на просьбы педагогов, например, когда нужно украсить зал или помочь в организации экскурсии.
Не учи учителя
В последние годы родители чувствуют себя все более и более вовлеченными в учебу собственных детей. Многие учителя уже открыто сообщают на собрании, что оценки школьников напрямую зависят от того, настолько активно взрослые с ними занимаются дома. Естественно, далеко не каждому родителю подобная ситуация по душе, это и становится одной из причин многочисленных конфликтов, которые впоследствии отражаются и на детях.
— Во втором классе у нашей группы сменилась учительница по английскому, — рассказывает Юлия из Свиблова. — Новая молодая англичанка на первом же собрании начала отчитывать родителей как нерадивых школьников за то, что они мало занимаются со своими детьми дома. Она прямым текстом сказала нам, что оценка ребенка — это наша оценка, мы за нее отвечаем. Я попыталась выяснить у педагога, в чем тогда, собственно, заключаются ее обязанности, если учить всему дома должны мы? После этого с каждым днем оценки дочки по языку, несмотря на все наши старания, становились все хуже, английский стал ее нелюбимым предметом, в результате мне пришлось перевести ее в другую группу к более слабому преподавателю. Было очень обидно, когда позже я узнала, что многие мамы из нашей бывшей группы нашли общий язык с англичанкой, и успехи их детей не заставили себя ждать. Получается, вся проблема была в том, что лично мне не удалось найти контакт с педагогом, и от этого в конечном итоге хуже стало только моему собственному ребенку.
Часто встречается и обратная ситуация, когда родители сами чересчур горят желанием принимать активное участие в обучении ребенка и активно вмешиваются в работу учителя, в том числе ставя под сомнение его профессиональную компетентность.
— Мы выбирали учительницу начальной школы по рекомендации нескольких знакомых, — объясняет Марина, мама третьеклассника. — Однако уже через год нас ждало большое разочарование. Учительница вела уроки по совершенно обычной программе, никакого дополнительного материала не было, в результате каждый день мне приходилось дополнительно заниматься с ребенком самой. Я всячески пыталась донести эту проблему до учителя, регулярно звонила ей и приходила в школу, но это лишь усугубило ситуацию. Педагог стала придираться к почерку сына и снижать ему оценки за неровные буквы. Очевидно, таким образом она хотела выставить моего ребенка слабым учеником, чтобы оправдать свое нежелание давать детям более сильную программу.
Психологи считают, что худшее, что может сделать родитель в общении с учителем, — это впадать в ту или иную крайность. В последние годы главной головной болью педагогов стали папы и мамы, которые и дня не могут прожить без общения с учителем. Такие родители могут ежедневно караулить педагога после уроков или звонить ему вечером по мобильному телефону. Главная их цель — любыми средствами доказать учителю, что их чадо особенное, поэтому и подход к нему требуется уникальный.
— От излишне навязчивого и постоянно лебезящего родителя любой педагог, естественно, очень быстро устает, у него может появиться раздражительность, в том числе и по отношению к ребенку, — объясняет Анна Гуляева. — Любой взрослый должен понимать, что индивидуальный подход может дать только домашнее обучение или репетитор, обычный учитель его обеспечить всем ученикам не может. При этом родители, которые вообще не интересуются учебой детей, не приходят на родительские собрания и не контактируют в учителем, у педагогов тоже не в почете. Особенно когда речь идет о слабых детях, которым тяжело дается учеба. Любой хороший учитель стремится, чтобы все ученики его класса учились на должном уровне, но иногда без помощи родителей подтянуть школьника просто невозможно. Много проблем педагогам доставляют и родители, которые относятся к ним как к обслуживающему персоналу. Такие папы и мамы уверены, что они осведомлены, как правильно нужно учить их ребенка, и постоянно пристают с теми или иными советами. Все перечисленные виды поведения взрослых практически всегда приводят к тому, что учитель начинает хуже относиться к ребенку.
Советы родителям школьников
— Всегда общайтесь с учителем уважительно, постарайтесь в разговоре не давать волю эмоциям.
— Не беспокойте педагога по пустякам, особенно в вечернее время и по выходным, у любого человека есть право на отдых.
— Не обсуждайте проблемы с учителем в коллективных чатах, не выносите сор из избы.
— В случае несогласия с какими-то действиями педагога не стоит вступать в открытый спор с учителем, достаточно просто вежливо высказать свое видение проблемы и обозначить свою готовность участвовать в ее решении.
— Любой разговор с учителем о какой-либо проблеме стоит начинать с фразы: «Я хочу с вами посоветоваться». Почувствовав, что родители ценят его как педагога, учитель обязательно пойдет родителям навстречу.
— Относитесь к педагогу как к союзнику, с которым у вас общая цель — сделать вашего ребенка умным и образованным человеком. Не раздражайтесь из-за того, что вам кажется придирками: педагог лучше знает, как учить правильно.
«Современные родители стали совсем другими»
Учительница начальной школы Лидия Пашкова проработала в учебных заведениях более 35 лет, мы попросили рассказать ее, как изменились современные родители и какие ошибки они совершают в отношении с педагогами. «В последние годы отношение к учителю со стороны родителей сильно изменилось, к сожалению, совсем не в лучшую сторону. Если раньше авторитет учителя был необсуждаем, то сейчас появилась большая группа пап и мам, которые считают, что разбираются во всем намного лучше педагога. Некоторые родители в наши дни вообще пытаются полностью контролировать школьные уроки и чуть ли не все учебное заведение. Мне сложно представить, чтобы в мое время кто-нибудь из взрослых пришел ко мне и спросил, почему мы пишем мало изложений в классе или проходим задачи на движение в середине года, а не в начале. Сейчас же это обычная практика, и, как бы ни была выстроена программа, обязательно найдутся те, кого что-то в ней не устраивает.
Современные родители получили возможность звонить учителю, когда им заблагорассудится, писать сообщения в Мессенджер и электронный журнал, в результате у педагога остается все меньше времени на сам процесс обучения детей, на подготовку к уроку и проверку тетрадей. При этом многие родители, детям которых сложнее дается школьная программа, воспринимают в штыки любые просьбы учителя дополнительно позаниматься с ребенком дома. Во всех неудачах школьника, независимо от уровня их развития и подготовки, родители стремятся обвинить учителя. Естественно, у педагогов это вызывает негативные эмоции, они перестают стараться делать уроки интереснее, разнообразнее. Какой смысл тратить лишние силы, если родителям в конечном итоге опять все не понравилось?
Печально еще и то, что таким отношением вечно недовольные родители растят из собственных детей потребителей, для которых все вокруг, в том числе и учителя, являются лишь обслуживающим персоналом».