Что хорошего? Хорошо, что только треть. И в этой категории граждан преобладают, как пояснил директор социологического центра, пожилые малообразованные люди. У них каждый такой арест воспринимается с чувством «мстительного удовлетворения». Это можно понять — чинуши воруют миллиарды, а люди, вложившие свой труд в страну, — без соли доедают. И вот хоть такие точечные аресты дают призрачное ощущение справедливости.
Тем не менее никакого ощущения справедливости эти аресты не вызывают у 40 процентов населения, а у 14 процентов — вызывают даже раздражение. Потому что чувство удовлетворения возникнет, когда суровые неприметные люди не просто в зал войдут и одного Арашукова выведут, а когда всех оптом в зале сначала мордой в пол, потом в наручники, а потом строем в колонию. Работать наконец-то на благо Родины. Затем зайдут в другой зал заседаний, и так по всем верхам. Когда подмосковные и приморские дворцы, усадьбы и резиденции арестованных отдадут под детские санатории. А сворованные триллионы пойдут на медицину и пенсии.
Вот тогда мы поверим в борьбу с коррупцией. А пока чуть больше 30% считают, что все эти аресты — всего лишь «борьба за передел сфер влияния между высокопоставленными чиновниками», а чуть меньше 30% — что это «отвлечение внимания населения от реальных проблем в экономике».
Дальше еще интересней. «Как вы считаете, в декларациях о доходах высших государственных чиновников, членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы представлены все имеющиеся у них доходы и имущество или только часть из них?» — спросили социологи. «Конечно, все» — ответило... 3% опрошенных. 40% считает, что чиновники указывают меньшую часть, а 37% — что ничтожно малую.
Забавно, но правы-то как раз те самые 3%. Чиновники указывают всё именно свое, на них официально записанное, имущество. И получается, что не такие уж они богатые. Богатые у них жены и дети, добившиеся всего, как любят повторять эти самые чиновники, «сами, благодаря своим талантам». Сколько счетов, недвижимости, яхт и самолетов записано на формально бывших жен и прочих доверенных лиц — известно только компетентным органам. Но органы тоже часть системы, а значит, и аресты точечные.
Вот почему новость об «удовлетворенности» арестами хорошая. Показательная. Народ не обманешь. Фикция это, а не борьба с коррупцией. Кстати, в ФСБ, где далеко не дураки сидят, видимо, стали понимать, что люди в борьбе с коррупцией борьбы не видят. И у себя на сайте огромный анонимный опрос разместили «для оценки эффективности применяемых антикоррупционных мер».
А что в новости печального?
Печально, что власть у нас такая, что не можем мы ей верить. Не получается.