- Сейчас начато параллельно два расследования - одно криминальное, второе в интересах безопасности полетов, - рассказал авиаэксперт «МК», знакомый с работой МАК.
По словам эксперта, расследование МАК проводится в соответствии с 13 приложением чикагской конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго в 1944 году.
Параллельно свое расследование начал СК РФ - возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц.
- У этих двух расследований разные цели, - говорит эксперт. - И подход разный. Если у следователей цель найти виновных и наказать их, то в соответствии с конвенцией необходимо извлечь уроки из происшествия, чтобы это не повторялось в будущем.
Комиссия МАК сначала проводит так называемое полевое расследование — когда специалисты выезжают к месту катастрофы.
- Там они смотрят на месте, как садился самолет, как он катился, как горел, какие следы на полосе, - говорит эксперт. - «Черные ящики» уже нашли и отвезли в здание комитета на Ордынке. Там их откроют, достанут носители, расшифруют. После расшифровки одного из самописцев станет ясно, о чем говорили пилоты. Второй самописец фиксирует параметры полета. Когда расшифруют его, будет понятно, что именно в самолете отказало и как все там работало.
После расшифровки речевого и параметрического самописцев займутся их состыковкой, чтобы точно понимать, что в какой момент происходило. К этим данным добавят и записи с диспетчерского пульта, их тоже совместят по времени с действиями пилотов и поведением самолета. После этого будет составлена единая картина происшествия, которую изобразят наглядно.
Дальше, его словам эксперта, специалисты будут оценивать, что привело к такому исходу, правильно ли пилот вел в этот момент самолет, могли ли наземные службы предвидеть, что нужно было заранее подъезжать к взлетно-посадочной полосе и выставлять пожарных.
- То есть, будет дана оценка и действиям наземных служб в том числе, - говорит эксперт. - Сейчас мне, например, уже понятно что они прошляпили. По идее, и полосу можно было пролить пеной. Если бы это сделали, не было бы такого пожара.
- Как раз сегодня другие эксперты объясняли «МК», что службы действовали согласно регламентам.
- А регламенты как раз потом и меняют. Именно для этого и проводится расследование — все в конце концов уходит в нормативно-правовую базу.
- Основной причиной может быть признано то, что самолет попал в грозу?
- По идее в нормах летной годности написано, что от попадания молнии в самолет вообще ничего не должно меняться. По статистике, в каждый летающий самолет раз в два года попадает молния, но они же не падают. Значит, надо какие-то изменения вносить в конструкцию самолета.
- Поскольку параллельно СК ведет свое расследование, которое, можно сказать, неразрывно связано с расследованием МАК, то будут ли переданы «черные ящики» и туда?
Нет, этого никогда не делают, потому что это бесполезно — там нет ни одного человека, который сможет их расшифровать. Следователи приедут в МАК и почитают расшифровки...
Какая сейчас главная задача у следствия, «МК спросил у адвоката Дмитрия Аграновского.
- Главное для следователей сейчас — собрать весь материал и закрепить его процессуально. В случаях, когда следователь не может сам разобраться в том или ином вопросе, привлекаются специалисты.
- Сейчас много разговоров о том, что привести к большим жертвам могли и действия некоторых пассажиров, которые кинулись в первую очередь спасать свой багаж. Как вы считаете, впоследствии может СК привлечь кого-то к ответственности, если выявится, что, действительно, эти действия могли повлечь дополнительные жертвы?
- Нет, я думаю, это невозможно.
Читайте материал «Трагедия «Суперджета» в Шереметьево: история о жадности и эгоизме