По французским социальным сетям прокатилась не только волна сочувствия, но и буря гнева. Общее настроение сторонников массового движения «желтых жилетов» против социальной несправедливости выразила один из их лидеров Ингрид Левавассер. «Я бы хотела, чтобы мы все вернулись к реальности, — подчеркнула она в интервью BFMTV. — Власть и бизнес были так инертны перед лицом страданий простых людей, а минувшая ночь доказала, что они могут мобилизоваться и собрать огромные деньги для Нотр-Дама».
Новости о том, что богатейшие семьи Франции пожертвовали в общей сложности около миллиарда евро на реконструкцию, сопровождалась раздраженными комментариями: «Так много денег, но не для нуждающихся людей». «Камни для них имеют большую ценность, чем человек», — пишет сторонница «желтых жилетов» Шанталь Ботт-Мари.
Нельзя сказать, что власти не пытались решить проблемы, волнующие уличных демонстрантов. В попытке успокоить протесты Макрон объявил о запуске «Национальных дебатов» — серии дискуссий с общественностью с целью определить путь дальнейших реформ. Об их итогах президент собирался заявить как раз тем вечером, когда страну потрясла новость о пожаре. Общая скорбь по Нотр-Даму и общее дело его восстановления могли бы стать объединяющей силой для французов. Но как показывают дискуссии в интернете и СМИ, французское общество пока далеко от того, чтобы забыть старые обиды на фоне национальной трагедии.
Макрон же теперь запомнится как президент, при котором не только разразились протесты «желтых жилетов», но и сгорел главный собор страны. Поэтому для него критически важно показать, что он делает все возможное для его реконструкции. «Мы восстановим собор, и он будет еще красивее. Я хочу, чтобы этот процесс завершился в течение пяти лет», — заявил Макрон в обращении к нации. Между тем эксперты считают, что желания главы государства необоснованны. Руководитель федерации строительных компаний GMH Фредерик Летоффе подчеркнул, что восстановить пострадавший от пожара собор можно только за 10-15 лет.
Расследование причин возгорания тоже не обещает быть быстрым и простым. Источники в полиции поделились с газетой Le Parisien его первыми подробностями. Следователи установили, что пожарная сигнализация в Нотр-Даме сработала около 18:15 по местному времени. Хотя крыша собора находилась на реставрации, считается, что в момент возгорания на объекте не было ни одного рабочего. Сотрудники собора эвакуировали всех посетителей, но в течение 23 минут не могли верно идентифицировать источник огня. Издание считает, что это произошло из-за ошибки в компьютерной системе оповещения. Когда пожарные прибыли на место, они увидели, что основание шпиля уже объято пламенем. Представитель французского МВД Лоран Нуньез заявил, что огнеборцам удалось спасти Нотр-Дам в последний момент. Если бы пламя бушевало еще 15-30 минут, стены здания рухнули бы.
Следователи проверяют версию, согласно которой пожар разгорелся из-за короткого замыкания в одном из лифтов, установленных для нужд реставраторов. Всего их было три, но рабочие успели подключить к электрической сети только два. «Все необходимые защитные устройства были установлены, и безопасности соблюдены», — заверил в разговоре с BFMTV Жюльен Ле Бра, глава компании Europe Échafaudage, установившей строительные леса вокруг собора.
Пожарные и реставраторы в среду продолжили разгребать обломки внутри Нотр-Дама и оценивать масштабы ущерба. Первые хорошие новости: один из членов Группы реставрации исторических памятников нашел на пепелище металлического петуха, венчавшего сгоревший шпиль. Ранее считалось, что скульптура безвозвратно утеряна. Архитекторы тем временем спорят, нужно ли восстанавливать деревянную крышу в первозданном виде, учитывая ее пожароопасность.
Читайте материал: "Всеволод Чаплин рассказал, что значат святыни Нотр-Дама для православных"