МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

На Всероссийской олимпиаде школьников возникли проблемы из-за китайцев

Российские участники сетуют, что они дискриминированы ситуацией на Всероссе по китайскому языку

«Стать победителем Всеросса по китайскому языку стало совершенно нереально. Среди участников сплошные этнические китайцы, естественно, они выигрывают, это же их язык, просто не смысла участвовать», - такие жалобы все чаще стали поступать от российских школьников, изучающих китайский язык.

Да и статистика последних лет полностью подтверждает опасения: за четыре года существования Всероссийской олимпиады по китайскому языку количество победителей и призеров — носителей языка увеличилось с 40 до 83%. Такими темпами главная олимпиада страны по этому предмету для российских ребят скоро окажется недоступной.

Есть ли пути решения проблемы, можно ли повысить конкурентоспособность российских ребят на соревновании и какие преференции получают от победы китайские школьники, мы выяснили у главного тренера московской сборной по китайскому языку, преподавателя кафедры китайского, вьетнамского, лаосского и тайского языков МГИМО Владислава Круглова.

- Безусловно, жалобы российских школьников на то, что очень сложно соревноваться с носителями языка на олимпиаде по китайскому языку, имеют под собой веские основания.

Достаточно посмотреть хотя бы на статистику победителей и призеров за четыре года существования соревнований по данному предмету, и все становится ясно, - говорит Владислав Круглов. - В первый год доля призовых мест среди этнических китайцев была 40%, во второй — 62%, в третий — 75%, а в этом году уже достигнет 82-83%, это подавляющее большинство. По сути, ребята из Китая просто вытесняют российских школьников из этих соревнований.

- Как построены задания олимпиады, преимущество у носителей языка возникает там во всех аспектах?

- Да, к сожалению, практически во всех. Задания состоят из чтения, аудирования, лексико-грамматического теста и устной части. Все вопросы, естественно, задаются на китайском языке.

Есть задания с элементами перевода на русский язык, но их не более 1-2%, и на общий результат они мало влияют.

Сильнее всего носители языка опережают наших школьников в написании сочинения. В китайском языке очень сложная лексическая сочетаемость, освоить ее на уровне носителя очень и очень сложно. Именно на этом вопросе и срезали большинство русскоязычных школьников из московской сборной, которых мы готовили в Центре педагогического мастерства, на региональном этапе в этом году.

- Получается, ничего не остается, кроме как набирать сборную из носителей языка?

- По сути, в данных условиях, да, комиссия, оценивающая результаты, очень строго подходит к оцениванию тех аспектов, которые русским ребятам даются труднее всего. В связи с этим по результатам Регионального этапа с каждым годом в состав московской сборной по китайскому языку входит все больше носителей. При этом нужно понимать, что китайские дети - тоже дети, и победа на олимпиаде, несмотря на то, что китайский их родной язык, дается им тоже нелегко.

Но, безусловно, значительным преимуществом перед русскоязычными детьми они заведомо обладают.

- После победы на олимпиаде китайские дети получают такие же преференции, как и русские школьники? Используют ли они их для поступления в российские вузы?

- В большинстве своем китайские дети, участвующие во Всероссийской олимпиаде, имеют гражданство своей страны. Но все они учатся в школах, имеющих аккредитацию на территории РФ, поэтому и имеют право участвовать в соревновании.

Любой победитель и призер всероссийской олимпиады из нашей сборной, независимо от гражданства, получает из бюджета премию в размере 300 и 200 тысяч рублей соответственно.

Кроме того, иностранные граждане, ставшие победителями и призерами Всероссийской олимпиады, имеют такие же льготы при поступлении в российские вузы, как и граждане РФ.

Многие китайские дети, занявшие призовые места на Всероссе, такими льготами пользуются, в том числе идут учиться в МГЛУ им. М. Тореза, РГГУ и в МГУ на профильные специальности.

Кроме того, посольство Китая устраивает для победителей и призеров олимпиады по китайскому языку поездку в Китай. Таким образом китайские дети получают деньги из нашего бюджета, путевку в российских вуз и возможность съездить домой.

А российские школьники остаются у разбитого корыта.

При этом нужно понимать, чтобольшинство китайских ребят слабо владеют русским языком. При подготовке к олимпиаде и на организационных собраниях они общаются между собой на китайском. Нам приходится им даже объяснять, что это все-таки российский проект, поэтому вне соревнований нужно говорить на русском.

- Есть ли возможность скорректировать ситуацию?

- Возможностей достаточно, мы постоянно говорим об этом и вносим конкретные предложения.

Первое, что необходимо сделать — внести в задания олимпиады широкий межкультурный компонент. То есть сделать так, чтобы в лингво-страноведческой части было равное количество вопросов, посвященных китайской и российской культуре.

Во-вторых, расширить количество заданий, связанных с переводом текста, это сразу же повысит конкурентоспособность наших школьников, ведь китайские дети в большинстве своем не владеют русским.

Кроме того, можно ввести и творческую часть, и вопросы по языкознанию на сообразительность. Все эти изменения в соревнования может внести Центральная предметно-методическая комиссия Всероссийской олимпиады по китайскому языку.

Она состоит в основном из преподавателей МГЛУ, это полностью в их руках. Если в ближайшее время это не будет сделано, русские талантливые дети, изучающие язык и культуру Китая, просто перестанут в этом соревновании участвовать. Действительно, какой смысл, если победа всегда за китайцами.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах