— Ольга, загадайте, пожалуйста, что это будет: что-то из природы, погоды или предметов мебели? — просит преподавательница одну из учениц. Ольга задумывается. — А теперь, Жаннетта, спросите у Ольги, что она загадала?
— Is this nature? — спрашивает ученица с соседней парты, четко выговаривая слова.
— No, — отвечает Ольга.
— Is this a weather? — спрашивает Екатерина, сидящая на последней парте.
— No, — снова отвечает Ольга.
— Is this a furniture? — догадывается кто-то из дам.
— Yes, — наконец отвечает Ольга.
— Надежда, узнайте у Ольги, какого цвета заданный предмет, — предлагает преподавательница.
— What colour is it? — легко и быстро, вообще не задумываясь? спрашивает Надежда.
— Brown, — отвечает Ольга, и класс тут же догадывается, что речь идет о гардеробе, стоящем в комнате.
Класс продолжает играть и дальше: каждая из женщин загадывает слово, а каждая из ее одногруппниц пытается его разгадать. Игра простая, однако постоянное повторение одних и тех же слов помогает их запомнить.
В спортивно-досуговом центре «Ратмир» занимается две группы английского языка — в обеих по десять человек, и в обеих все ученицы уже вышли на пенсию. Кто-то уже стала бабушкой, кто-то планирует путешествовать, но увы, учила в школе только немецкий, а кто-то просто решила не стареть душой и разумом. В любом случае в одиночестве перед телевизором шанс потерять ясность ума выше, чем при постоянном общении и развитии. Никто не говорит об идеальном знании языка и уровне Advanced. Можно просто не отставать от любимой внучки, которая тоже только открывает для себя мир новых языков.
«Good morning, my dear friends»
…Первой в класс, еще за двадцать минут до начала урока, приходит Ольга. Ей 60 лет, и английский язык она учит всю свою жизнь, но так уж получается, что никак не может выучить до конца.
— Поступить в иняз тогда было нереально, и я поступила на АСУ — автоматизированные системы управления, — рассказывает Ольга, — Работала программистом и только тогда начала учить английский. Переводила быстро, читала хорошо, а вот диалог поддержать было сложно. Мне предложили заниматься языком, подтянуть знания. Мы начали с преподавателем обучение, а тут я познакомилась с будущим мужем. И все закрутилось: свидания, беременность… Было уже не до английского.
Второй раз Ольга столкнулась с английским, когда через знакомых ей предложили устроиться администратором в гостиницу «Метрополь». Там-то уж понятно: без языка никуда. И ей поставили условие: заговорить на английском через полтора месяца…
— Теперь мне 60 лет, и я занимаюсь английским ради внучки, — продолжает собеседница. — Ну, конечно, и чтобы самой подучить. Внучке Маше надо заниматься два часа минимум, готовить домашнее задание. Вот и мне приходится ей помогать, хотя много времени уходит на домашние дела, а вот если бы я сейчас ответственно занималась, то был бы прорыв…
Пока мы разговаривали с Ольгой, подтянулись и другие участницы курсов. Интересно, что мужчин среди учениц нет: иностранный язык осваивают только прекрасные дамы.
— Я когда-то учила немецкий, — рассказывает Наталья, — это накладывает свой отпечаток. Кому-то может показаться, что эти языки одной группы, и они похожи, но это не так вообще. Ничего близкого между ними нет.
Получается, что Наталья, как и некоторые другие участницы группы, учит английский с нуля. Говорит, что язык потихонечку поддается, но учить его надо каждый день. «Прочесть текст я уже могу, но вообще-то я двоечница», — кокетничает Наталья.
Поколение, вышедшее сейчас на пенсию, действительно изучало в большинстве своем именно немецкий язык. Может, именно поэтому некоторые по привычке отвечают «найн» вместо «ноу».
— Я вот учу английский с целью профилактики Альцгеймера, — рассказывает. — У меня немного получается, но для коммуникации бывает достаточно. Я думаю, что пойду на следующий год еще на какие-нибудь курсы проекта «Московское долголетие»…
Одна из мотиваций для обучения языку — путешествия. У наших пенсионеров, в отличие от европейских и американских, не так много возможностей колесить по миру. Но все равно иногда получается вырваться к морю на солнышко.
— Выучу — не выучу, а все равно к морю поеду, — рассуждает другая участница курсов. — Да и у нас на улицах хватает иностранцев, меня вот останавливали и спрашивали дорогу — вот что я могла без английского ответить?..
Участницы отметили, что хотели бы изучать еще какой-нибудь язык, тот же немецкий, — основа-то есть! «А то часто перепрыгиваю с английского на немецкий, там-то мне было бы проще», — отмечает Наталья.
Пока мы болтаем, в класс заходит учительница — годящаяся своим ученицам во внучки.
«Good morning», — здоровается она с дамами. «Good morning», — отвечают они.
— У меня две группы, обе по десять человек, — рассказывает Екатерина Жабо, преподаватель английского. — Есть определенная специфика преподавания людям старшего возраста. Ученицы переживают, что не могут запомнить больше информации, чем хотелось бы; возможно, им сложнее сконцентрироваться на чем-то, долго работать с одним материалом, поэтому надо менять деятельность в течение урока. Я делаю очень разнообразные планы урока, они довольны, получают новую систематизированную информацию, с которой справляются.
Екатерина рассказывает, что в первой группе уровень учениц немого повыше: кто-то что-то помнил, кто-то что-то знал. «Нам было легче, мы начали в октябре, хорошо продвинулись по грамматике, — говорит преподаватель. — Вторая группа началась месяц назад, может, чуть больше. Они учили другие языки — немецкий, французский. Если бы была основа, то было бы легче. Мы пытаемся поговорить, занимаемся грамматикой и лексикой, но получается намного медленнее».
— На самом деле я даже не знаю, сколько моим ученицам лет, — смеется Екатерина. — Некоторые — совершенно молодые пенсионеры, они очень активные. Есть те, кто постарше. Лет по 70, а то и больше, есть. Им очень интересно, и они очень замотивированы.
Ученицы же в свою очередь в один голос хвалят свою преподавательницу и отмечают, что работать с ней — одна радость и удовольствие.
Учите язык, делайте зарядку
Шотландские ученые выявили, что знание двух и более языков уменьшает риск развития деменции. Другие же исследования показывают, что с возрастом способность людей воспринимать информацию не снижается, а сложностью на пути к познанию нового языка может стать только состояние здоровья ученика. Понятно, что сидение на лавочке и перед телевизором меньше всего способствует развитию мозга, но действительно ли изучение языка может снизить вероятность развития деменции или болезни Альцгеймера?
— Со всей определенностью сказать этого никто не сможет, — рассказывает специалист по когнитивной психологии Александр Сонин. — Эта тема очень интересует специалистов, и в разные годы в разных странах проводились такие исследования. Причем речь может идти как о том, что человек с детства владеет двумя языками, так и о том, что он учит язык в пожилом возрасте. И результаты не всегда были одинаковыми, что совершенно нормально для науки. Поэтому эта тема постоянно поднимается. В самых последних рекомендациях отмечается, что изучение иностранного языка наряду с другими сложными когнитивными действиями помогает.
Надо понимать, что деменция и болезнь Альцгеймера — это разнопорядковые вещи. Болезнь Альцгеймера — это патологический процесс в мозге, когда откладываются бляшки. Она может проходить бессимптомно вплоть до конца жизни: человек умрет в 60, у него на вскрытии выявят болезнь Альцгеймера, но симптомов не будет. Человек, который изучает иностранный язык, создает некий когнитивный резерв, запас, который позволит его мозгу справляться с этим недугом. То есть отложения будут происходить, коммуникация между клетками станет нарушаться, но он за счет этого резерва будет это компенсировать. Немножко, возможно, в его речи или поведении люди будут отмечать отклонения, но сильно проявляться болезнь не станет. Есть определенные сведения, полученные в клинических исследованиях, которые подтверждают пользу изучения иностранных языков и то, что это может помочь в отсрочивании деменции.
Специалист отметил и сложность проведения подобных клинических исследований. Проще работать с препаратами: одной группе дают таблетку, другой — плацебо. А как быть с языком? Тем более сложно провести долгосрочное исследование.
— Но все равно при сравнении пользы от изучения иностранного языка и ежедневной зарядки от спортивных упражнений пользы все-таки больше, — продолжает Сонин. — Очень часто люди говорят, что раз деменция — умственное заболевание, то нужно решать судоку и учить стихи. Но уже очень много времени исследования со все большей уверенностью доказывают, что аэробная нагрузка действует лучше, чем умственные упражнения. Неплохо бы комбинировать изучение иностранных языков и физическую форму, потому что мозг должен подпитываться, сердечно-сосудистая система должна работать, ведь организм — это одно целое. И в пожилом возрасте надо заставлять работать не только разум, но и мышцы — это позволит на долгие годы сохранить ясный ум при прочих равных условиях.
КАК ОТСРОЧИТЬ ДЕМЕНЦИЮ:
Соблюдать диету. Врачи советуют есть больше фруктов, овощей и цельного зерна, так как эти продукты содержат антиоксиданты, полезные для нейронов мозга.
Следить за своим весом. Это не значит, что надо срочно худеть до 40 кг. Идеальный вес у каждого свой, и его надо поддерживать на одном уровне.
Ежедневно, но умеренно заниматься физкультурой, много ходить пешком (если это позволяет здоровье).
Необходимо занять свой мозг. Если нет работы, связанной с умственной деятельностью, то стоит решать головоломки, загадки, разгадывать кроссворды, учить стихи или иностранные языки, читать книги.
Отказаться от вредных привычек — таких, как курение и прием алкоголя.
Как записаться на курсы английского языка проекта «Московское долголетие»:
Надо быть пенсионером, постоянно зарегистрированным в Москве (женщины от 55 лет и мужчины от 60 лет).
Прийти в центр социального обслуживания своего района, офис госуслуг «Мои документы» или другое место, где проводятся занятия. Взять с собой паспорт, СНИЛС и социальную карту москвича.
Узнать, где занимаются английским языком, можно по телефону +7(495)777-7777 или на сайте mos.ru в разделе «Проекты города» — «Московское долголетие» — «Найти интересное занятие в своем районе».