По оценке властей, настало время «усовершенствовать» курс ОРКСЭ, введенный в школах России в 2012 году. Работа по его ревизии шла целый год. И вот ее результат: власти не устраивает ни нынешнее содержание «духовно-нравственного» курса, ни его объем, ни уровень подготовки учителей, ни сложившаяся практика выбора семьями модуля для изучения детьми (в настоящее время их 6: четыре — по культурам традиционных религий, а также единая история основных религий и курс светской этики).
Подготовка преподавателей и наращивание объемов курса уже налицо. Учителей вовсю готовит Московский педагогический госуниверситет. Причем учителей разносторонних, уточнил ректор вуза Алексей Лубков: «Это предметники не только по ОРКСЭ, но еще и, скажем, по истории».
Зато к теории божественного создания нашего мира за шестидневку, похоже, вопросов у россиян скоро не будет. В стране начался рост объемов изучения в школе духовно-нравственного блока: ряд пилотных школ вместо нынешних 32 часов в 4-х классах продлил его изучение на 5–9-е классы — т. е. на всю среднюю ступень школы. В перспективе эта практика станет всеобщей. Но дальше начинаются непонятки.
Так, большой вопрос, что именно будут проходить школьники в курсе ОДНКНР в течение пяти лет, и прежде всего — останется ли там светская этика. Ведь она признана не имеющей отношения к нравственности и с треском вылетает из школьной программы, хотя сегодня этот модуль выбирает самая большая группа семей — 40%. Какой же будет для них альтернатива? А какой предмет для изучения будут выбирать ребята из атеистических семей? Их что, заставят записаться на изучение буддизма? Вообще освободят от данного предмета, как «инородцев» в царской России от уроков закона Божьего, а в аттестатах поставят прочерк? Кстати, вопрос об аттестатах не праздный. Изучать предмет пять лет подряд и никогда не получать оценок ни за ответы, ни за контрольные — совершеннейшая профанация. Время-то на уроки ОДНКНР от других предметов отнимут, а на выходе будет нулевой результат.
— Да, вопрос об оценках непростой, — согласился с «МК» зам. директора департамента госполитики в сфере общего образования Минпросвещения Сергей Пилипенко. — Но, как и вопрос о выборе модуля, он уводит в сторону от главного — духовно-нравственного воспитания детей.
Ну как тут не вспомнить русского поэта-сатирика второй половины XIX века Дмитрия Минаева: «Это ли русский прогресс?.. — Это, родимые, это!».