– Наталья Николаевна, что конкретно нового получат пациенты от увеличения финансирования ОМС?
– Финансирование программы выросло, а значит, теперь больше пациентов могут получать дорогостоящие виды медицинской помощи бесплатно. Например, в программе госгарантий на 2019 год заложены новации, направленные на развитие онкологической помощи. Впервые в рамках базовой программы ОМС установлен норматив объема медицинской помощи по профилю онкология в условиях круглосуточного и дневного стационара. Не секрет, что когда у медучреждения не хватает денег, то ради экономии для процедур использовались более дешевые, не совсем подходящие препараты. Но деньги, которые выделены в этом году всем регионам, должны полностью решить вопрос терапии современными лекарствами. Кроме того, сокращаются максимально допустимые сроки ожидания плановых обследований для людей с раковыми заболеваниями. В частности на МРТ, КТ, ангиографию – предельный срок ожидания составит 14 дней, вместо 30 суток в 2018 году. Лечение также должно начинаться в течение двух недель после постановки диагноза.
- Как ФОМС сможет проконтролировать, что пациентам с онкодиагнозами назначают действительно правильное лечение?
– Пациенту не надо самому разбираться в медицинских тонкостях, его интересы защищает страховая компания. Наша задача заключается в том, чтобы обеспечить и проконтролировать правильность и качество лечения. После установления онкологического диагноза пациента будут заносить в специальный реестр счета онкологического больного и страховые медицинские организации получат возможность отследить путь больного от момента подозрения на онкозаболевание до прохождения всех этапов лечения: проверить сроки назначенных диагностических исследований, правильность постановки диагноза, выбранную тактику ведения пациента с учетом стадии заболевания, схему назначенной химиотерапии, интервалы ее проведения, адекватность назначаемой лекарственной терапии. Благодаря реестру представитель страховой организации может оценить качество помощи онкобольным от самого начала заболевания. И такой контроль будет идти не только по жалобам и обращениям, а в плановом порядке, ежемесячно. Таким образом, благодаря более жесткому контролю в сжатые сроки, пациент получает возможность независимой оценки помощи через малое время после начала лечения, а выявление нарушений на ранней стадии оказания медпомощи онкологическим больным позволит минимизировать риск усугубления состояния больного.
Но пациентам полезно и самим знать свои права и о нарушениях сигнализировать страховым представителям. Так, если в медорганизации пытаются изменить график химиотерапии, например, из-за выходных и праздников перенести процедуру, нужно сообщить об этом нарушении страховому представителю. Недопустимы просьбы оплатить тот или иной препарат за счет пациента – все лекарства и поддерживающая терапия предоставляются по ОМС бесплатно. Поэтому мы призываем пациентов не бояться обращаться к страховым представителям за решением любых проблем в ходе оказания им медицинской помощи. Отчеты о ведении пациента страховые компании получают от медицинских организаций ежемесячно, а если права пациента нарушают, то лучше сигнализировать об этом немедленно.
С этого года началась и масштабная работа страхового представителя с самими пациентами онкологического профиля. Страховые представители будут на постоянной связи с пациентами. Их задачи – информирование пациента и о назначенном предполагаемом курсе лечения, о правах, которыми он обладает, и, конечно, психологическая подготовка пациентов к новым этапам лечения.
– А что в этом году будет нового в оказании высокотехнологичной медицинской помощи?
– Уже на протяжении нескольких лет мы постепенно переводим затратные методы высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС. С этого года базовая программа обязательного медицинского страхования пополнилась двумя новыми видами ВМП. В нее вошли стентирование коронарных артерий и эндопротезирование тазобедренных суставов. Это не означает, что помощь становится менее дорогой, она становится более доступной.
– В здравоохранении взят курс на профилактику заболеваний. Как это отразится на пациентах?
– С 2019 года существенно расширяется профилактическая составляющая: диспансеризация возможно раз в три года, а также все россияне имеют право на ежегодные профилактические осмотры.
– Не секрет, что россияне скептически относятся к различным профилактическим мероприятиям. Как это изменить?
– Только постоянной просветительской работой, напоминая и убеждая. Работа со стороны страховых представителей по информированию пациентов о профилактических мероприятиях продолжится. Пожилым будут рассылать почтовые уведомления или звонить по телефону. Молодым — рассылать смс-сообщения, в том числе, с использованием мобильных мессенджеров, а также электронные письма. В этих сообщениях указываются координаты поликлиники, куда нужно обратиться у для прохождения диспансеризации. В некоторых регионах даже проводится обход населения. В 2019 году планируется проинформировать о праве пройти профилактические осмотры 44,4% взрослого застрахованного населения (старше 18 лет), в 2020 году – 48,6%, к 2021 году информированием должны быть охвачены не менее 66,2% взрослого населения.
- О страховых представителях много сегодня говорится, но функция защиты прав застрахованных всегда лежала на страховых компаниях. Что нового принесет институт страховых представителей в систему в 2019 году?
– Роль страховых медицинских организаций в защите прав и законных интересов пациентов возрастает. Например, с 2019 года меняется и система оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках ОМС – самой востребованной у граждан. Обращение в вашу страховую компанию - это абсолютно правильный шаг. Причем мы призываем, чтобы пациенты это делали в момент лечения. Это позволит не доводить проблемы до критического уровня. В 2019 году доля медицинских организаций, имеющих канал обратной связи застрахованных со страховыми представителями, должна составить 30,7% по всей России, в 2020 году – 47,8%, к 2024 году такой канал связи должны иметь почти 73% медицинских организаций первичного звена. Задача работы страховых представителей – обеспечить возможность россиянам получить немедленную консультацию и помощь по любым вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи по ОМС. Все крупные страховые медицинские компании уже имеют круглосуточные колл-центры, до которых можно дозвониться в течение 20 секунд и получить ответ на любой вопрос.
Кроме того, началась масштабная работа по урегулированию конфликтов между пациентами и медицинскими организациями в максимально короткие сроки. В регионах на территориях медицинских организаций будут открыты офисы по защите прав застрахованных страховой медицинской организацией. В 2019 году для этого будет разработана нормативная база, будут поставлены конкретные задачи. И уже в 2020 году, на первом этапе этого проекта подобные офисы будут открыты в 36 регионах России, в 2021 – в 48 регионах, а к 2024 году во всех субъектах РФ.
– Наталья Николаевна, но как быть, например, если, пациента никто не информирует о необходимости прохождения диспансеризации, а многие даже не знают, где найти своего страхового представителя?
Номер страховой медицинской организации указан на каждом полисе ОМС вне зависимости от того, полис это старого или нового образца. Если страховая компания вас не информирует, это означает только одно - ваши контакты не актуализированы в базе данных. Рекомендую пациентам связаться со своей страховой компанией и предоставить актуальные контактные данные. В случае, если застрахованный гражданин не удовлетворен качеством работы своей страховой медицинской организации, он имеет право на ее замену один раз в год до 1 ноября. Для этого застрахованный гражданин может обратиться в любую другую, выбранную им страховую медицинскую организацию и подать соответствующее заявление. С перечнем страховых медицинских организаций и их деятельностью можно ознакомиться на сайтах страховых медицинских организаций и территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации.