Как рассказал Андрей Метцлер, генеральный директор Международного аэропорта Красноярск, каждую команду хлебом-солью встречала целая делегация. Помимо официальных лиц, иностранных спортсменов приветствовали артисты и талисман Универсиады — сибирская собака «U-Лайка».
Для национальных сборных, отправивших на состязание самые внушительные делегации, готовилась целая развлекательная программа. Например, студенты-спортсмены из Южной Кореи очень удивились, когда после получения багажа их встретили артисты в национальных корейских костюмах ханбок.
«За неделю до Универсиады аэропорт краевой столицы выдержал серьезный экзамен на стрессоустойчивость. Мы приняли более полумиллиона тонн грузов и 52 тысячи пассажиров. В аэропорту приземлилось 293 борта и улетело 289 рейса, к нам приехало свыше 2 тысяч спортсменов из более 50 стран. В среднем каждый день к нам прилетало 7,5 тысячи гостей, среди которых спортсмены, тренерский штаб, болельщики и зрители. Все это время аэропорт отработал в штатном режиме, без единого сбоя», — рассказывает Андрей Метцлер.
Международный аэропорт Красноярск — один из важнейших авиатранспортных узлов Сибири и Дальнего Востока, стратегический транзитный узел в воздушном сообщении между Европой и Азией. Введен в эксплуатацию 25 октября 1980 года. С 1993 года имеет статус международного. Регулярные и чартерные пассажирские перевозки из Международного аэропорта Красноярск осуществляют 27 пассажирских авиаперевозчиков по 65 направлениям.Пассажиропоток Международного аэропорта Красноярск в 2018 году превысил исторический максимум и составил 2,5 млн пассажиров.
Начало активной модернизации аэропорта совпало с решением Международной федерации студенческого спорта о проведении XXIX зимней Универсиады — 2019 в Красноярске. За эти годы собственник аэропорта — инвестиционная компания «Красинвест» — вложила в развитие аэропорта 5,5 млрд рублей. На эти деньги был построен новый пассажирский терминал с шестью телетрапами и пропускной способностью в 5 млн пассажиров в год. Кроме того, была усовершенствована взлетно-посадочная полоса, установлено новое светосигнальное оборудование, отремонтированы подъездные пути и инженерная инфраструктура.
Благодаря модернизации система менеджмента качества услуг для пассажиров была сертифицирована по международному стандарту ISO, а сам аэропорт вошел в перечень объектов федерального значения. Сегодня Аэропорт Красноярск стабильно входит в топ-15 российских аэродромов по объему грузовых и пассажирских перевозок. Новый терминал аэропорта построен по инициативе Олега Дерипаски.
К началу 2019 года Международный аэропорт Красноярск обслуживает 65 направлений, из них 45 внутренних и 20 международных в 14 стран мира. Рейсы выполняют 27 российских и зарубежных авиакомпаний. Есть как привычные всем направления — Сочи, Симферополь, Пекин, обе столицы, Гоа, Анталья, так и маршруты в труднодоступные регионы страны. Например, только из Красноярска можно добраться до Игарки, Подкаменной Тунгуски, Хатанги, Туры и Талакана.
По словам Андрея Метцлера, благодаря своему географическому положению красноярский аэропорт имеет ряд преимуществ. «Это и удобный транзит на полпути из Азии в Европу, а также стратегическое значение для доставки грузов в Арктику и на Дальний Восток. Мы — единственный аэропорт, который может обеспечивать бесперебойную работу «заполярных экспрессов» — беспосадочных перелетов через Северный полюс из Восточного в Западное полушарие».
В условиях динамично развивающихся азиатских рынков этот маршрут имеет огромные перспективы. «Уже сейчас производства Китая, Южной Кореи и других азиатских тигров испытывают дефицит логистических схем для доставки товаров на рынки Канады и США. В этом смысле аэропорт Красноярск является аэродромом подскока на полпути между Азией и США, отчего его роль в развитии Сибири можно считать стратегической», — говорит Метцлер.
Словно предвидя эти перспективы, с 2012 года аэропорт отказался от бумажного оформления таможенных документов, которыми декларируются товары и транспортные средства в международных перевозках. Уже 7 лет все российские и международные перевозчики, использующие мощности аэропорта Красноярск, оформляют многочисленные документы в международном стандарте E-freight, который создан для упрощения бизнес-процессов. Решение о выпуске груза сократилось до 10 минут, что и дает аэродрому сильное конкурентное преимущество в глазах иностранных грузоотправителей.
Тем не менее собственник аэропорта планирует развитие нового транспортного хаба на стыке Европы и Азии. По приблизительным оценкам, на это будет потрачено порядка 35 млрд рублей, причем часть средств выделят японские компании.
После модернизации взлетно-посадоч-ная полоса аэродрома позволит вдвое увеличить пропускную способность циклов взлета-посадки (сейчас она составляет 12 самолетов в час), а для сокращения сроков транзитов грузов аэродром получит свою железнодорожную ветку до Транссиба. Новые мощности позволят авиаузлу принимать минимум 800 тысяч тонн грузов, а также 160 тысяч контейнеров. Кроме того, правительством региона рассматриваются планы по включению регионального аэропорта Черемшанка в границы красноярского авиационного хаба.
В ходе конкурса «Великие имена России» жители Красноярска должны были решить, в честь кого назовут свой аэропорт. В финале прозвучали имена знаменитых сибиряков — художника Василия Сурикова, писателя Виктора Астафьева и певца Дмитрия Хворостовского. Итогом народного голосования стало присвоение аэропорту имени великого оперного баритона, уроженца Красноярска.
Сегодня аэропорт считается одной из достопримечательностей не только Красноярска, но и всей Сибири. Сюда после долгих месяцев командировки возвращаются геологи, газовики, нефтяники, здесь соединяются семьи, звучит детский смех и льются слезы радости. Здесь назначаются свидания, проводит время молодежь, а на огромном экране ведутся прямые трансляции крупнейших в России спортивных состязаний, от чемпионата мира по футболу до Универсиады. Каждый, кто впервые прилетает в Красноярск, навсегда влюбляется в сибирское радушие и гостеприимство, с которым его встречает одна из самых крупных воздушных гаваней России.
"Новый терминал аэропорта построен по инициативе Олега Дерипаски".