То, что легко делали маленькие участники состязания, выглядит как чудо. Представьте себе: на экране одновременно мелькают две колонки цифр. Скорость смены картинки для начала составила 0,4 секунды, а затем — 0,3 секунды. Это так быстро, что зрители едва успевали увидеть очередную перемену. Причем, как правило, лишь одну из двух. А дети без видимого напряжения фиксировали обе, вели счет, а затем сообщали залу оба результата. Причем оба — правильно!
Дальше — больше. Следующий номер — то же самое, но под чтение пушкинского «У лукоморья». И снова фантастически быстрые и точные ответы. Стоит ли говорить, что научили ребят этим необыкновенным вещам не в общеобразовательной школе, а в системе дополнительного образования.
Каких только кружков не появилось в последнее время! Помимо традиционных тут тебе и детские школы бизнеса, и модельные школы, и ораторские, и даже кружки, где учат учиться — то есть правильно и быстро готовить домашние задания. Свои «пять копеек» вложила в этот процесс и Академия ментальной арифметики — а именно методики устного счета, дающие потрясающие результаты. Казалось бы, государству лишь радоваться да поддерживать систему дополнительного образования, исправляющую огрехи официальной школы, и близко не способной на такие подвиги. Ан нет. Новаторы, по их словам, сталкиваются с колоссальными трудностями, пытаясь «выйти со своей ментальной математикой на площадки школ».
Как оказалось, в России не существует однозначного толкования «оснований для работы развивающих кружков. А потому неясно, нужно ли лицензирование в каждом конкретном случае. Между тем оно очень дорого и оборачивается подчас непреодолимыми последствиями. Например, чтобы открыть хотя бы одну комнату, где пройдут занятия, нужно открыть сразу три туалета — для мальчиков, для девочек и для персонала», — сообщила генеральный директор академии Юлия Шустрова.
Более того, лицензируются «не сами методики, а места, где они применяются», добавили коллеги. Таким образом, остается разве что проводить онлайн-курсы этой направленности, чтобы избежать ненужной головной боли: их пока еще не лицензируют.
— Вот именно что пока, — подчеркнул ветеран различных интеллектуальных игр от «Брейн ринга» до «Что? Где? Когда?» Анатолий Вассерман. — Эти сайты какое-то время могут развиваться, пока и до них не доберутся когти фискально-разрешительной системы. В целом же я писал еще в советские времена, что наши законы тщательно готовят, чтобы те стали неисполнимыми. Советской власти уже нет. Но подход к законодательству не изменился! Вот и сейчас дополнительному образованию не дают восполнить старательно подготовленные недостатки общего образования.
Примечательно, что устный счет как побочный эффект умения ребенка быстро воспринимать и обрабатывать информацию — лишь одна из возможностей, открывающихся новой методикой. Между тем она позволяет научиться и скоростному чтению, и навыкам прочного запоминания, и искусству моментально вылущивать из массивов данных всю нужную информацию, и много чему еще.
Впрочем, дополнительное образование решает и более глобальные задачи. Именно оно способно отвлечь подростков от деструктивных групп (например, лишь за последнюю неделю именно их усилиями поступило более 300 звонков о «минировании» различных объектов, а в группах смерти, по оценке российского добровольческого движения, еженедельно уходит из жизни по 10 человек). Школа этим движениям противостоять не в состоянии, так как во многом лишилась сейчас своего былого авторитета. Поэтому цель дополнительного образования — помочь ей справиться с этими проблемами, подчеркнули участники мероприятия.
За последние три с половиной года по методикам Академии ментальной арифметики в стране стали работать около 840 центров, где прошли обучение порядка 200 тысяч детей. «Потребность в этих методиках невероятная, — подчеркивают в академии. — Однако единого порядка взаимодействия со школой не существует. И хотя директора школ заинтересованы в нашей совместной работе, они боятся — и диалога часто не получается».