База, или, как ее еще называют, «озеро больших данных» в образовании, активно складывается последние несколько лет. Чего тут только нет: и оценки ЕГЭ с ОГЭ, и результаты всех мало-мальски значимых олимпиад школьников, и информация о дополнительном образовании, и текущие отметки из электронных журналов и дневников, и итоги Всероссийских проверочных работ с Национальными исследованиями качества образования! Главное теперь, чтобы вся эта информация не лежала под спудом, а активно работала во благо отечественного образования. Вот только знать бы, как лучше это устроить: единого мнения экспертов по этому поводу пока нет, констатировал один из закоперщиков работы с «большими данными» в сфере образования, ректор РАНХиГС Владимир Мау.
Минпросвет, рулящий нашим средним образованием, также относится к использованию «больших данных», мягко говоря, без фанатизма: «Мы являемся сторонниками осторожного, взвешенного и сбалансированного подхода в вопросах интеграции современных цифровых технологий в учебный процесс», — сообщила глава ведомства Ольга Васильева. У нее, как оказалось, «не вызывает сомнений перспективность лишь одного из аспектов, связанных с динамичным развитием цифровых технологий, — принятия управленческих решений». Например, при аттестации учителей и формировании Национальной системы учительского роста.
Однако, хочет того министр или нет, но «большие данные» в образовании уже сформировали «озеро», стремительно догоняющее по размерам море. А это принципиально меняет весь ландшафт образования.
— Уже в этом году мы будем использовать в ЕГЭ технологии блокчейн, а с 2019 года принято решение перейти на компьютерную информатику, — сообщил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. — В этом же году с использованием имеющихся данных и аналитики мы уменьшили количество проверок образовательных учреждений на четверть и планируем в будущем активно использовать «большие данные», уменьшая административную нагрузку на систему образования. Мы также планируем использование «больших данных» в системе оценки деятельности вузов.
Впрочем, главные перемены в образовании с помощью «больших данных» еще впереди, дал понять мэр Москвы Сергей Собянин:
— В будущем на этой базе можно будет заменить ЕГЭ на портфолио учащихся, а также выстроить критерии успешности, на основе которых мы сможем эффективнее выявлять талантливых физиков, математиков, историков или будущих бизнесменов и политиков. При этом пополнение портфолио не должно прерываться с окончанием школы. Было бы правильно, если бы портфолио в единой системе координат продолжалось и в среднем, высшем образовании, а в дальнейшем наполнялось бы достижениями человека и его дальнейшим повышением уровня образования. Так бы выросла электронная история успеха человека.
Площадка для взращивания «электронной истории человека», как оказалось, уже есть. В ближайшее время Минпросвет запускает как раз такое портфолио — то самое, которое будет сопровождать человека всю жизнь.