Васильева уточнила, что предполагаются три градации: просто учитель, старший учитель, ведущий учитель. По задумке, старший учитель будет создавать методические материалы для молодых коллег, модерировать работу других преподавателей, разрабатывать персональные учебные программы — получить эту должность можно будет, лишь проработав пять лет и имея первую или высшую квалификацию. Ведущий же учитель должен стать наставником молодых педагогов. Условия — десять лет стажа и высшая квалификационная категория. Министр полагает, что нововведение поможет вернуть связи между опытными учителями и молодыми педагогами.
Своим мнением на этот счет с нами поделилась московская учительница истории и обществознания с 25-летним стажем:
— Сегодня у нас в образовании любая реформа из инструмента решения проблемы превратилась в самостоятельный процесс. То есть реформы проводят с одной целью: закрепить за собой место в чиновничьей иерархии, доказать целесообразность своего нахождения у руля. Если ты не проводишь реформы — значит, плохо работаешь. Между тем для нормальной, успешной работы в школе нужна в первую очередь спокойная, благожелательная обстановка. Как можно меньше стрессов, изменений. И вот этого-то как раз нынешняя школа полностью лишена: ее постоянно трясет, ее измучили постоянными бессмысленными реформами…
— Введение новых должностей — это тоже просто имитация деятельности?
— Конечно. Я посмотрела требования, предъявляемые к этим должностям: например, обычный учитель должен «уважительно взаимодействовать с родителями». Старший — «привлекать активных родителей к жизни класса». Ведущий — «вести активное партнерство с родителями». Найдите, что называется, разницу…
Стаж — тоже далеко не всегда показатель профессионализма. Кроме того, сейчас уже имеется деление учителей по категориям: молодой специалист, первая и высшая категории. Доплаты за эти категории целиком и полностью зависят от решения администрации школы, они идут за счет стимулирующих надбавок. И чтобы получать больше денег, учитель должен быть лоялен к руководству, только так.
Введение новых должностей — это дополнительный инструмент для управления администрации учителями. Потому что нет четких критериев оценки нашего труда. А при отсутствии таких критериев придумываются все новые и новые рычаги давления на учителя, который и без того в школьной иерархической системе находится на низшей ступени. Скажем, зарплаты административных работников в школе гораздо выше учительских, более того — даже зарплаты преподавателей кружков и секций зачастую превышают их. А положение учителя, повторюсь, полностью зависит от его лояльности к администрации.
— Старшим учителям теперь хотят вменить еще и методическую работу — это дополнительная нагрузка?
— Эта нагрузка есть уже давно. Вот смотрите: в августе перед началом учебного года я как учитель должна составить методические программы по своему предмету для каждого класса. Я веду три предмета — всеобщая история, история России, обществознание. В восьми классах. Некоторые историки ведут еще мировую художественную культуру, право, религиоведение или экономику. Представляете, какой это объем работы? При этом в каждой школе есть штат методистов. Их работа — давать учителям указания и потом собирать эти написанные нами программы. На этом их обязанности заканчиваются. Но все эти методисты получают зарплаты…
— Одной из главных целей нововведения объявлено возобновление наставничества среди учителей...
— Ну это же смешно. Если у кого-то из молодых (да и не только!) учителей возникают те или иные проблемы, они всегда могут посоветоваться с коллегами. Причем за помощью обращаются к тем из них, к кому расположены, кто близок — по ходу мыслей, по отношению к жизни, к работе… Ведь у каждого учителя, как и у любого человека, своя логика, и получить совет всегда правильнее у коллеги, близкого тебе по этой логике. А теперь, получается, к молодому специалисту будет сверху приставлен наставник — и, хочешь не хочешь, получай от него наставления… Но постоянный контроль — это для большинства очень тяжело. Присутствие постороннего человека на уроке очень напрягает и мешает работе.
— Получается, введение новых должностей — это удар по правам учителя, а не помощь ему?
— Трудно ударить по тому, чего нет. Но да, это лишняя уздечка в упряжи учителя, и без того громоздкой. Я не могу себе представить педагога, который отнесся бы к этому позитивно.