Заместитель главы Карабудахкентского района Дагестана Ахмед Гаджиев объяснил установку монумента желанием общественности увековечить память о погибших солдатах Османской армии, которые, по его версии прибыли в Дагестан, чтобы помочь против английских интервентов и Бичерахова.
Напомним, что войска Лазаря Бичерахова — русского офицера, участника Первой мировой и гражданской войн — обороняли в 1918 году Порт-Петровск (нынешнюю Махачкалу) от Кавказской исламской армии, в состав которой входили турецкие солдаты, а также от дагестанских и чеченских повстанцев.
Алексей МАЛАШЕНКО, руководитель научных исследований Института диалога цивилизаций, доктор исторических наук:
«Первый вопрос: кто этот памятник установил. Есть какой-то район, его жители прочитали книжки, которые кто-то пропагандировал, и решили поставить памятник. Как человек достаточно либеральных взглядов, считаю: пусть ставят. Это ничего не изменит.
Но в этом есть определенный вызов. Кому? Вызов главе Дагестана Владимиру Васильеву или вызов федеральной власти?
Однако, повторюсь: я считаю, что на подобные вещи не стоит обращать внимание, пусть ставят памятники хоть Чебурашке. Это личное решение людей, которые живут в этом районе, и ни в коем случае не надо раздувать из этого конфликт.
Он установлен не тем людям, о которых много написано. Если бы они были известными, то уверяю вас: как профессиональный востоковед я бы о них знал. Это явно не та публика, которая определяла ход истории. Это какая-то «частность», поэтому пусть себе ставят».
Алексей МАКАРКИН, политолог, заместитель директора Центра политических технологий:
«Это следует воспринимать как часть исторической памяти. Я бы не стал говорить о «вызове», это скорее почитание предков. На Северном Кавказе принято их уважать, принято почитать. В данном случае предки воевали вместе с турецкой армией. Я бы не рассматривал это как вызов Кремлю. В истории многих российских сообществ есть сложные страницы. Возьмем, например, казаков. Некоторые почитаемые современными потомками атаманы во время Второй Мировой войны воевали на стороне немцев. Всякое было. По сравнению с открытием памятника в Дагестане это гораздо больший «раздражитель». Те, кто во время Великой Отечественной войны принял немецкую сторону, никогда не станут российскими героями, поскольку в силу разных причин оказались на стороне абсолютного зла. Ни о чем подобном в Дагестане речь не идет, мы говорим о драматических событиях, произошедших уже после того как империя рухнула, и даже большевики подписали Брестский мир».