Сегодня наша школа готовит сотни «звездочек», представляющих страну на разных олимпиадах и завоевывающих там кучу медалей. И это отрадно. Однако, с другой стороны, «есть дети, которые заканчивают 9-е классы без аттестатов, со справкой, – признала депутат Госдумы Ольга Баталина. – И хотя формально они должны оставаться на второй год, мы знаем, что это не так. И куда им идти?»
Во многом трагедия этих ребят — следствие недоработки их учителей. Между тем задача государства – создать такие условия, чтобы ребенок мог получить качественное образование вне зависимости от места учебы и трудностей во взаимоотношениях с тем или иным предметом на момент зачисления в школу. Но чтобы учитель мог работать с любым ребенком, он должен как минимум ликвидировать собственные пробелы в знаниях. И их-то, по словам депутата, и должно было выявить исследование, проведенное «не как самоцель, а как сигнал, над чем работать дальше. Так что обижаться на него так же сложно, как на диагноз врача».
Впрочем, повод для «обид» возник далеко не у всех участников испытаний. Так, учитель истории и обществознания из Выборга Ольга заявила, что доставшаяся ей работа оказалась «вполне приемлемой». А ее тезка из Орловской области (педагог-словесник) вообще заявила, что часть вопросов была «слишком легкой – на уровне младшей школы». Ну а чтобы впредь зазря не пугать педагогов «экзаменами», она предложила кое-что добавить: «Оглашать перечень всех проверяемых тем, сформировать электронную библиотеку с открытыми заданиями и прописать четкую систему оценивания работ. И тогда проблем не будет, а испытание превратится в важный элемент системы учительского роста».
Рособрнадзор уже над этим работает, заверил глава ведомства Сергей Кравцов. Исследования учительских компетенций станут одним из механизмов Новой системы учительского роста, на которую уже в 2024 году должны перейти не менее половины наших учителей. Между тем технологий, позволяющих объективно оценить уровень компетенции учителей, на федеральном уровне в стране нет. В мире такой опыт широко распространен, а оценка компетенций учителей является частью процедуры их аттестации. У нас же аттестация педагогов сводится к сбору кучи бумажек, не характеризующих качество их работы. А этот путь не ведет к повышению качества обучения, что и доказало наделавшее столько шума исследование учительских компетенций.
Его итог, отметили участники селектора, — повод для работы, а не для сетований. Что касается качества обучения, то «я уверен, что учителя, используя свои результаты, в рамках повышения квалификации, восполнят выявленные дефициты, и тем самым улучшится качество образования, – заявил глава Рособрнадзора Кравцов. – Мы понимаем, что некоторая доля учителей нуждается в определенной предметной и методической подготовке. Одной из актуальных задач развития системы образования и является внедрение новых оценочных технологий, позволяющих помочь учителю устранить профессиональные дефициты. Это и делают опробованные исследования».
Ну а репрессий в отношении учителей, плохо написавших работы, не предвидится, заверил он: результаты деперсонифицированы, а значит, их имен не узнает никто. Многие педагоги, как оказалось, это уже оценили.
- В ходе исследования, – сообщил Кравцов, – мы получили обратную связь. Учителям было предложено оценить процедуру исследований по 12 параметрам. И подавляющее большинство учителей положительно отнеслись к технологии.