Иерусалимский храм представлял собой центр религиозной жизни еврейского народа между X веком до нашей эры и I веком нашей эры. Он играет огромную роль в иудаизме, и после своего появления стал единственным разрешённым местом жертвоприношений, которые приносились коэнами и левитами. После периода завоеваний Александра Македонского примерно в 332 году до нашей эры Иудея подпала под власть греков. Долгое время эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары, однако в 169 году до нашей эры на на его территорию вторгся правящий в тот период сирийский царь Антиох IV Эпифан. Он конфисковал драгоценные храмовые сосуды, а два года спустя он осквернил храм, поставив на Жертвенник всесожжения небольшой алтарь Зевса Олимпийского
Вскоре против Антиоха Эпифана восстал Иуда Маккавей. Он одержал несколько побед и добился заключения мира, во время которого очистил Иерусалимский храм, поставил новый Жертвенник всесожжения и изготовил новую утварь для святилища. Ровно через три года после после осквернения Храма сирийцами он был освящён, и в нём были возобновлены жертвоприношения и зажигание меноры.
Иудеи верят, что после очищения Храма Иуда Маккавей и его воины нашли лишь один небольшой кувшин с ритуально чистым маслом, которое годилось бы для того, чтобы зажечь менору. Он был так мал, что его могло хватить только на один день горения меноры, однако она горела восемь дней, то есть точно на то время, которое требовалось для приготовления нового чистого масла. Об этом событии вспоминают как о чуде Хануки, и в память о нём этот праздник отмечают в течение восьми дней.
Ханука считается одним из «самых весёлых» праздников в иудаизме, поскольку последователи этой религии вспоминают, как рады были иудеи вернуться к соблюдению своих традиций. На протяжении всех восьми дней праздника принято зажигать свечи в ханукии в память о чуде, произошедшем в дни Хануки. Порядок зажигания следующий: в первый день зажигается одна свеча, во второй — две, и так далее до восьми.
Ежегодный календарь евреев является лунно-солнечным, благодаря этому каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. Согласно этому календарю, новый день начинается с заката солнца, в связи с чем начало праздников в иудаизме приходится на вечер.
Читайте материал «Президент Федерации еврейских общин России Александр Борода поздравил российских евреев с праздником Ханука»