Поводом для вынесения последнего постановления КС по защите от увольнения аттестованных воспитателей детских садов с педагогическим опытом, но без необходимого образования стало дело Ирины Серегиной. 11 лет она проработала воспитателем в детском саду города Камышин Волгоградской области. За это время неоднократно проходила аттестации, награждалась грамотами и дипломами, получала благодарности и повышала квалификацию. Короче, все было супер. Но летом 2017 года женщину уволили со ссылкой на принятый за три года до этого Закон «Об образовании», устанавливающий, что лица, допущенные к педагогической деятельности, должны иметь высшее или среднее профессиональное образование, тогда как Серегина хоть и непрерывно проработала в должности воспитателя почти 30 лет, но диплома не имеет: в 1992 году она завершила обучение в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете с неполным высшим.
Внезапная команда камышинской детсадовской администрации: «С вещами на выход!» — в отношении Серегиной оставляет широчайший простор для размышлений о ее истинных причинах. Вещественных доказательств личного конфликта в деле, понятно, не имеется. Но не отсутствие же вузовского диплома лежит в его основе! Ведь, как подтверждает статистика, его имеют лишь 46% детсадовских воспитателей, тогда как средним профобразованием (колледж, техникум) обходятся 50%, а еще 4% — и вовсе начальным профтехобразованием (ПТУ).
На этом фоне незаконченное высшее Серегиной выглядит вполне достойно. Но главное, подчеркнула она в жалобе в КС, что ее уволили «без учета предыдущей педагогической работы и обстоятельств, характеризующих личность и что тем самым законодатель оставил без внимания мои права как педагогического работника на сохранение официально признанного статуса воспитателя 1-й категории». И Конституционный суд воспитательницу из Камышина поддержал!
Ее дело, отмечается в постановлении КС, должно быть пересмотрено, и это отрадно. Однако главное, пожалуй, в другом. Своим решением КС «снял с крючка» сотни тысяч других российских воспитателей, имеющих в активе колоссальный опыт работы и любовь многих поколений детей, но не обладающих дипломами.
«При введении в действие оспоренного закона, — разъясняется в постановлении, — предполагалось, что установленные требования к образованию педагогов должны применяться при решении вопроса о приеме на работу. Однако если работник, уже состоящий в трудовых отношениях с учреждением, успешно выполнял свои обязанности и прошел аттестацию, то одно только отсутствие у него должного образования не может служить причиной его увольнения. Таким образом, КС РФ признал неконституционной правоприменительную практику, позволяющую использовать часть 1 ст. 46 Закона «Об образовании в РФ» в качестве единственного повода для прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятых на работу до вступления в силу оспариваемого закона и успешно осуществляющих профессиональную деятельность».
— В России вообще принято работать не по специальности, и криминалом это не считается, — заявила «МК» эксперт по экономике дошкольного образования, главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына. — Что же касается детских садов, то воспитатели получают так мало, что не могут содержать себя и своих детей. А устраиваются туда зачастую ради того, чтобы пристроить своих детей. Проблема, думается, в другом. Из Трудового кодекса исчезла статья, что при увольнении сотрудника за него может заступиться профсоюз. В итоге увольняемый оказался один на один с начальником, без третейского суда.