Любой специалист подтвердит: ЕГЭ по обществознанию — очень сложный экзамен, отражающий интегральный характер обществоведческого курса и включающий задания по философской, социологической, экономической, политологической и правоведческой тематике. Широкий охват столь далеких друг от друга тем уже гарантирует серьезные сложности для изучения этого предмета. Между тем ситуацию заметно усугубляет проблема учебников и учебных пособий, по которым учатся дети.
По оценке учителей-предметников, действующие учебники по обществознанию (то есть те, что включены в официальный перечень допущенных или рекомендованных для преподавания в школе) не выдерживают никакой критики:
— Материал там, — разъяснила «МК» столичный педагог Елена, — изложен сухим, каким-то казенным языком и чрезмерно, причем зачастую необоснованно наукообразен и искусственно усложнен. Учиться по таким «кирпичам» ребятам совершенно неинтересно! А сам этот предмет, к сожалению, они выбирают для сдачи ЕГЭ только потому, что он необходим для поступления в большинство вузов.
Действительно, ЕГЭ по обществознанию является самым массовым предметом по выбору: по числу сдающих его опережают только обязательные математика с русским языком. Между тем его специфика такова, что значительное место в нем отводится заданиям с развернутым ответом: их в ЕГЭ по обществознанию — девять, а это больше, чем в ЕГЭ по всем другим учебным предметам. И все это вместе с формальной зубрежкой материала, по словам учителей, «не пропускаемого учащимися через сердце», приносит горькие плоды.
Да, по данным последних исследований, в 2018 году большинство выпускников продемонстрировали знание базовых понятий и теоретических положений из различных разделов обществоведческого курса. Однако не все выпускники средней школы знают основы конституционного строя нашего государства, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина России. Часть выпускников не знают устройства и организации государственной власти в Российской Федерации, путаются в названиях высших государственных органов России, не могут установить связь той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти и высшим органом власти, должностным лицом…
«Плавают» выпускники школы, как оказалось, и в экономических вопросах, также входящих в общий курс обществознания.
— Участники ЕГЭ 2018 года, — уточнили «МК» в ФИПИ, — продемонстрировали недостаточный уровень знаний, необходимых будущим активным участникам экономической жизни: понимания функций различных финансовых институтов, в частности, институтов банковской системы, экономических процессов — безработица, инфляция. Трудность вызвали задания, проверяющие элементарные знания о системе налогов в Российской Федерации.
Да что там вопросы налогообложения или основополагающие принципы грамотного взаимодействия гражданина с банковской сферой! Как оказалось, далеко не все выпускники понимают смысл таких основополагающих понятий, как «гуманизм», «патриотизм» или «гражданственность»!
— Мы стараемся как можем, пытаясь разъяснить нашим ребятам основополагающие моменты курса обществознания. Но как программа предмета, так и учебники, по которым учатся дети, не удовлетворяют нас, учителей, — констатировала «МК» другой педагог-предметник, Наталья. — При огромном объеме знаний, которые в рамках обществознания должен освоить школьник, это приводит к образованию пробелов в его знаниях. А для того, чтобы восполнить их за счет внеучебной работы, у старшеклассников уже нет времени: надо готовиться к выпускным экзаменам и поступлению в вуз.