Мемориал со шляпой альпийских стрелков появился в Россоши в 2003-м году. Именно под этим городом в 43-м году базировались части 8-й итальянской армии, воевавшей на стороне фашистской Германии. В ходе Острогожско-Россошанской операции итальянская армия была разбита и лишь небольшой части удалось уйти, прорвав кольцо советских войск. В 90-е годы на волне всеобщего братания и примирения местные власти наладили отношения с потомками погибших альпийских стрелков, те даже в знак раскаяния выстроили в городе шикарный детский садик — на месте бывшего штаба итальянской армии. А затем в разбитом напротив садика сквере установили и дружеский памятник — с тирольской шляпой, с одной стороны которой изображено орлиное перо — символ альпийских стрелков, с другой — звезда, как символ памяти о советских воинах. Надпись на медной табличке гласит: «От трагического прошлого через дружественное настоящее к будущему братского сотрудничества», на обратной стороне надпись дублируется на итальянском языке.
Головной убор оккупантов вызвал у горожан неоднозначную реакцию, тем более, что в Россоши еще сохранились живые свидетели деяний итальянских стрелков. Однако Италию и итальянцев у нас в стране любят и ссориться с ними из-за неоднозначного символа никто не стал. Хотя петиции о сносе памятника появились сразу после его открытия. А этой осенью неожиданно выяснилось, что в основание монумента заложены кости воинов-альпийцев, погибших в годы войны, и итальянские гости, приезжающие в Россошь якобы для поддержания дружеских отношений, оказывается наведываются сюда регулярно в день знаменательного прорыва альпийскими стрелками советского кольца, чтобы почтить память своих «героев». О воинском захоронении под памятником узнали случайно. Как рассказал «МК» активист Николай Савченко, свидетельство этого факта имеется в итальянской книге «Операция «Улыбка». Вернуться в Россошь». «В этой книге цинично описывается, как в нише между кирпичами постамента итальянцы в тайне от россошанцев заложили останки солдата альпийского корпуса», - говорит активист. Книга попала в руки Савченко в 2013 году и он сразу развернул кампанию против памятника. «Я неоднократно обращался к властям, писал письма во все инстанции, но они отказывались принять факт захоронения. Чиновники за кусок пиццы и халявную поездку в Италию готовы маму родную продать», - возмущается он. Чиновники утверждали, что никаких останков под монументом нет, это, мол все домыслы общественников, недовольных памятником. Однако монумент с тех пор получил в народе название «Памятник неизвестному фашисту».
Интрига с останками раскрылась утром 29 октября. Сотрудники ЖКХ по просьбе администрации вскрыли часть кирпичного постамента и извлекли оттуда прозрачный пакет с костями. Что с ним намеревались делать дальше, неизвестно. Активисты полагают, что таким образом власти города «пытались скрыть улики». Однако действия сотрудников ЖКХ были замечены и на место вызвали сотрудников Следственного комитета, которые и забрали останки на экспертизу. Как бы то ни было, памятник превратился в захоронение, а следовательно был установлен с нарушением закона. Сами создатели мемориала пояснили, что в его основании заложены останки неизвестного бойца, найденные на месте боевых действий.
Теперь активисты предлагают «очистить сквер» и переименовать его в парк Победы. «Пусть там будет стоять памятник, но с нормальными альпийскими стрелками, можно там построить фонтан. Все это должна быть совместная работа, но не милитаристская, а гражданская», - предложил Савченко.
По словам сотрудников детского сада «Улыбка», они против того, чтобы памятник демонтировали. «Мы дружим с итальянцами и война закончилась. Нужно оставить ее в прошлом, а не разжигать новую», - считает представитель садика. Против этой инициативы также выступили руководство образовательно-краеведческого портала «Воронежский Гид». «Сносить памятники, кому бы они не были установлены— это уже кощунство. Памятники должны напоминать не только о светлых сторонах нашей истории, но и о темных. Демонтаж монумента - это неуважение тем, кто его поставил», - полагает представитель портала и пояснил, что кости могли быть заложены в памятник по недоразумению. В администрации Россоши ситуацию с мемориалом «МК» комментировать отказались.
Кстати, помимо памятника итальянским альпийским стрелкам в Россоши есть кладбище с захоронением итальянских солдат, воевавших на стороне нацистской Германии. Рядом с кладбищем находится стела, на которой на итальянском и русских языках высечена надпись «Погибшим в России итальянцам». К ней никогда никаких претензий не было. Потому что память о павших врагах — это одно. А мемориалы в центре города в их честь — это другое.
Алексей Макаркин, заместитель главы «Центра политических технологий»:
- Ситуация с примирением в России достаточно сложная. Если все происходит в спокойной обстановке, большинство исходит из того, что прошло уже очень много лет, и солдаты отправлялись на войну не по собственной воле, а по приказу, поэтому нужно договариваться. В тех случаях, когда в Россию приезжают ветераны Второй мировой войны или их потомки, и речь идет не о прославлении фашизма, они находят понимание даже среди ветеранов Великой Отечественной войны.
Однако, если этот процесс получает определенное информационное сопровождение, позиционирующее визит иностранных гостей как попрание памяти Великой Отечественной войны и предательство, все сразу же меняется. Например, такая кампания состоялась вокруг школьника из Уренгоя. Общество раскаляется, и люди, которые до этого были достаточно спокойны и с понимаем ко всему относились, начинают волноваться. Вдруг они кого-то оскорбили, вдруг сделали что-то непотребное? Мысль о том, что кто-то, исходя из своих личных интересов, врет, в этом случае не допускается. Эмоции зашкаливают.
То есть в целом российское общество относится к вопросу примирения в Великой Отечественной войне достаточно спокойно, но его можно легко раскочегарить.
Такая тенденция будет существовать еще довольно долгое время. Ведь дело не только в том, что кто-то подогревает такие настроения, но и в том, что в обществе жива обида. Люди считают себя победителями в Великой Отечественной войне, заплатившими за это жизнями 24 миллионов человек, но проигравшими в «Холодной войне». Получается, что проигравшие живут лучше нас. В 1990-е годы это вызывало зависть и желание как-то измениться, а сейчас вызывает ощущение обиды и желание противостоять Западу. При этом связано не только с прошлым, но и с современными вызовами.