Если ввести в поисковую строку браузера название сервиса для попутчиков и слово «авария», то вылезает ворох новостей. ДТП 6 июля на дороге Белореченск — станица Рязанская, в которой погибли пять человек. Четверо из них сидели в машине некоего аналога такси. 23 августа в Республике Дагестан в такой же аварии погибли трое. 18 апреля авто с попутчиками перевернулось в Челябинской области. Пассажиры выжили и рассказали, что водитель просто заснул за рулем. И таких историй еще много.
Изначально сервисы поиска попутчиков несли благую цель. Любой человек мог оставить на специальном сайте или в приложении заявку: «Еду из Петербурга в Москву, возьму попутчиков, цена договорная». И опять же любой человек мог откликнуться. Плюсы очевидны — поездка обойдется дешевле, чем такси или другой вид транспорта. Например, от ВДНХ до аэропорта «Домодедово» можно доехать за 300 рублей. Минусы также понятны — водителю для регистрации в сервисе надо предъявить только фото авто. В каком состоянии незнакомый вам человек будет вести машину, неизвестно никому, кроме него.
Через какое-то время таксисты поняли, что такой способ заработка — удобная и простая вещь. Вместо того чтобы устраиваться на работу в таксопарк, проходить каждый день проверки, заполнять путевые листы, можно просто и безболезненно искать себе клиентов. Бомбилы этого и не скрывают. Вот комментарии с одного из форумов в Сети: «Подрабатываю в такси. В целях уменьшения времени простоя скачал себе это приложение...»
— Все говорят о такси, а что делать с компаниями, которые не называют себя так? — рассуждает Олег Амосов, председатель общественного движения «Форум Такси». — Приложение, которое может скачать любой. Можно зарегистрироваться там, прикрепить фото, и все — вы в системе. Развитие таких компаний идет семимильными шагами. Их не регулирует ничего. Они вообще вне правового поля. И обращаться при аварии некуда.
По данным Амосова, Евгений Грэк, координатор движения «Стоп-нелегал», проводил проверку — 8 из 10 приехавших водителей-таксистов, воспользовавшихся сервисом, не имели разрешений на перевозку: «Или приезжают те, у кого аннулировали разрешение на работу в такси. Водителя вообще везде заблокировали, и он просто ищет попутчиков».
Естественно, пострадавшие в таких авариях смогут требовать компенсацию разве только с самого водителя. Сервис-платформа, как и существующие сейчас агрегаторы, ни за что не отвечает — она просто сводит двух людей.
— И законодатели, и исполнительные органы власти видят эту проблему, — говорит помощник первого заместителя председателя Комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ Юрий Нагерняк. — Минтранс и мы ею занимаемся. Самый простой подход — взять и запретить. Но мы предлагаем иной вариант: мы пытаемся отделить реальных попутчиков от тех, кто пытается пользоваться этими услугами, чтобы уйти от ответственности. Но для того чтобы это сделать юридически грамотно, нужны усилия и время. Мы постараемся какие-то первые законодательные меры прописать в будущем законе о такси.